Ты спрашиваешь, кáк тебе молиться, какой молитвой ? И я отвечаю тебе: молись как хочешь, любой молитвой — всё будет бесполезно, и вóт почему.
По всему тону твоего вопроса я ясно вижу, что он вызван не каким-либо телесным или душевным страданием, а всего лишь детским желанием внешне подражать тем людям, которых ты считаешь верующими и приближёнными к Богу. Ты, как и многие в твоём духовном возрасте, думаешь, что молитва является изо дня в день повторяющейся церемонией, не подлежащему изменениям обрядом, раз и навсегда установленным правилом, без исполнения которого нельзя жить духовной жизнью и приближаться к Богу. Но это неправда. Молитва — это одно, а обряд — другое.
Молитва — от слов молить, умолять, упрашивать — есть вопль, стон, крик, плач души, гласное выражение переживаемого ею страдания. Когда же человек переживает какое-либо страдание, когда он, например, обжигается огнём или ранится железом, заболевает или теряет друга, остаётся обманутым и одиноким, он ни у кого не спрашивает, кáк ему кричать, по каким правилам вопить, по каким канонам плакать, — он просто кричит, вопит и плачет, пока страдание не оставляет его и жизнь не меняется к лучшему. Спрашивают же о таких вещах только те люди, которым нужно изобразить их на сцене и кому-то показать. Вот и твой вопрос, скорее, из области сценического искусства, разновидностью которого являются церковные службы, храмовые обряды и религиозные церемонии, и порождён он не страданием, нуждой или болью, а стремлением почувствовать себя своим среди нового для тебя — религиозного — окружения. Отбрось же это стремление и отбрось этот вопрос, потому что всё это не годится для истинной, настоящей жизни, — всем этим наполнена жизнь церковная, мирская, театральная, временная.
Обращаться к Богу ты должен теми словами, какие уже давно знаешь, и теми стонами, криками, воплями и слезами, какими в детстве обращался к отцу или к матери, когда тебе было плохо. Ведь если прислушаться, присмотреться и никем не стесняться, то ты и сегодня всё это слышишь и видишь в глубине твоей души. Поэтому никогда не пытайся подражать кому бы то ни было в молитве, эта молитвенная фальшь ещё никому не принесла ни блага, ни пользы. Разве страдающий младенец задаёт такие вопросы ? Разве он стремится подстроиться под кого-то и кому-то подражать ? Благодаря именно тому, что он без размышлений и рассуждений выпускает из своей души её боль и мучения, ему и удаётся всегда добиваться того, в чём он нуждается. Подражай же страдающим младенцам — они есть единственный чистейший образец неиспорченной природы среди пропитанного фальшью и лицемерием церковного и светского мира.
Если слова из Псалмов, Молитвенников, Библии или Добротолюбия, а также из любой другой книги или услышанной беседы, в точности выражают твои мысли и переживания, твои страдания и муки, то, не смущаясь и не раздумывая, сразу делай их своими, своими собственными словами, и обращайся ими к Богу до тех пор, пока они выражают и объясняют тебя. И помни, что когда ты читаешь или слышишь чью-то речь, то именно Отец твой Истинный обращает твоё внимание на те слова, которые потом, будучи произнесены тобою вслух, облегчат, спасут, научат и направят твою душу к Нему.
Что же касается Иисусовой молитвы, о которой ты также спрашивал, то, зная, на какой ступени духовного пути ты находишься, скажу прямо: тебе ещё рано думать о ней. Иисусовой молитве, которая имеет пока неведомое тебе назначение, нужно отдаться полностью и без остатка, уже не возвращаясь, не оборачиваясь назад. Она есть переход в Иной Мир, а в Иной Мир надо уходить навсегда и тогда, когда полностью разочаруешься, измучишься и истощишься в мире сём. Ты же ещё не можешь сказать о себе такого: у тебя ещё много вопросов и сомнений, мечтаний и привязанностей, земных желаний и надежд на счастье, не обманутой веры в земную жизнь. И поэтому, для тебя — молиться Иисусовой молитвой — это то же самое, что живому ложиться в гроб. Подожди ещё, мой мальчик, испытай всё до конца, не спеши, у тебя ещё есть время; иди по правде твоей души, не забегай вперёд; верь миру, пока душа верит, изверься в прах, чтобы коварство, жестокость, корыстолюбие, тщеславие, трусость, подлость и лживость мирской жизни стали для тебя не книжной, а пережитой истиной, твоим личным кроваво–слёзным опытом. Не подражай недалёким и тщеславным людям, которые перескакивают через несколько ступеней своей судьбы и, не имея на то веских внутренних причин, превращают свою ещё живую жизнь в монастырское кладбище, — кроме духовных болезней, физических уродств, нравственных извращений и хронического лицемерия они ничего не достигают.
Помни вечную истину: всему своё время.
***
— Кáк нам поститься, кáк нам молиться,
Нищему кáк подавать ? —
— Думайте только о том, чтоб учиться,
Кáк перед Небом не лгать.
Сколько на свете фальшивых даяний,
Лживых молитв и постов,
Лишь умножающих меру страданий,
Не приносящих плодов.
Каждая мысль перед Богом открыта,
Тайного нет ничего,
Всё, что сокрыто в миру, не сокрыто
Для провиденья Его.
.