10 мая 1978 года в Одессе начались съёмки фильма "Место встречи изменить нельзя".
Сериалы о милиции всегда были очень популярны. И хоть сегодня граждане часто ругают охранников правопорядка, фильмы о милиции продолжают смотреть с удовольствием. Самым культовым в России сериалом о трудовых буднях МУРа является, несомненно, пятисерийный фильм Станислава Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Сериал был создан на базе Одесской киностудии, а съемки начались 10 мая 1978 года.
...Лето 1945-го. Отгремел салют Великой Победы и страна постепенно начинает возвращаться к мирной жизни. Из "огня да в полымя" попадает молоденький командир разведроты Володя Шарапов (В. Конкин), придя по распределению в МУР, в отдел по борьбе с бандитизмом. В городе лютует банда "Чёрная кошка", наводя ужас на москвичей. В схватку с бандитами вступает капитан Жеглов (В. Высоцкий), для которого Шарапов вскоре становится правой рукой...
Капитан Жеглов в этой картине, снятой по роману братьев Вайнеров режиссёром Станиславом Говорухиным - это одна из самых ярких ролей гениального Владимира Высоцкого. Созданный образ беспощадного борца с бандитами, настоящего героя послевоенного времени, великолепен по своему реализму и эмоциональной насыщенности.
Владимир Высоцкий, которому братья Вайнеры, авторы "Эры милосердия", подарили один из экземпляров книги, еще при чтении романа примеривший на себя роль Жеглова, был очень поглощен съёмками фильма. Вайнерам эта идея пришлась по душе, несмотря на то, что Высоцкий никак не подходил внешне на молодого, высокого, широкоплечего красавца, каким описан этот персонаж в книге.
По словам же Станислава Говорухина, именно он загорелся идеей экранизации книги и позвонил Высоцкому, которому накануне Вайнеры подарили книгу, со словами, что в ней есть персонаж, как раз под него.
Кто из них прав, уже мы вряд ли узнаем. Да это собственно не так уж и важно. Говорухин часто доверял Высоцкому ставить сцены, а в дни своего отсутствия на площадке и вовсе оставлял за главного.
Высоцкого утвердили на главную роль практически без проб. Чтобы убедить худсовет Говорухин изначально пригласил на эти пробы заведомо проигрышных актёров.
А вот с Шараповым вышла другая история. Его каждый видел по-своему. Но телевизионное начальство настаивало на кандидатуре В. Конкина. Фактически Говорухина поставили перед фактом - хочешь снимать Высоцкого-Жеглова, соглашайся на Конкина-Шарапова.
На роль Вари Синичкиной, невесты Шарапова, пробовались 12 актрис. Её в итоге сыграла Наталья Данилова.
А вот в поисках актрисы на роль Маньки Говорухин пробовал разных актрис. Но всё это было не то. И уже когда начались съёмки, он вспомнил про Удовиченко и попросил её приехать. Пробы делать было уже поздно - шла работа над фильмом. И, практически с первых же дублей, Говорухин понял что ошибался - Манька из Удовиченко вышла великолепная.
А вообще очень многое приходилось менять уже в процессе съёмок. К примеру на роль Фокса был утверждён актёр Борис Химичёв из Театра им. Маяковского. С ним уже начались съёмки. Но дело не пошло. Химичёв играл великолепно. Но он казался из другого времени. Говорухину - что он слишком современный, другим - что в кителе и галифе будто белый офицер. В общем перед Химичёвым извинились и стали искать другого Фокса. И вот тогда Высоцкий и предложил попробовать Александра Белявского. В Москву из Одессы полетела телеграмма "Надеемся на вашу отзывчивость, предлагаем роль Фокса в картине "Эра милосердия". Верим, что не откажетесь". Но в Москве Александра Борисовича не оказалось. Он только что получил шесть соток в деревне Ершово и собирался их благоустраивать. Но когда узнал, что в фильме снимаются Юрский, Конкин, Высоцкий и Джигарханян, бросил заступ и сел на самолет.
Не без помощи Высоцкого снялся в картине и В. Павлов - Левченко, роль бывшего фронтовика, ныне заблудившегося человека была не очень большая, но чрезвычайно важная для понимания общего строя картины.
Гришу Ушивина, фотографа "6 на 9" сыграл Лев Перфилов.
Роль карманника Сапрыкина Говорухин сразу предложил Станиславу Садальскому. Но тот, поначалу, отказался. Ему очень захотелось сыграть главную роль - Шарапова. Но Говорухин сказал, что он конечно может поучаствовать в пробах, но у него нет никаких шансов. Что для роли Шарапова нужен актёр с "лицом комсомольца, которого в газетах печатают".
Сериал был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. Он полюбился не только работникам уголовного розыска, но и простым гражданам, переживающих за судьбы честных работников охраны правопорядка. Диалоги героев сразу же разошлись на цитаты - "Ну и рожа у тебя, Шарапов!" или "Дырку ты от бублика получишь, а не Шарапова!".
Памятники легендарным героям этого советского детективного сериала - Жеглову и Шарапову – в нашей стране установлены в Москве, у здания уголовного розыска на Петровке, 38, и в Волгограде, у здания областного МВД. Также памятник Жеглову и Шарапову есть в Киеве – возле здания Министерства внутренних дел Украины, а в Мариуполе в центре города рядом с рестораном "Место встречи" установлен памятник Жеглову.
Интересные факты -
В фильме использованы материалы подлинных уголовных дел. В первой серии Жеглов рассказывает Шарапову об одном случае из своей практики: убийство и инсценировка бандитского нападения. Такое преступление действительно было в Москве - дело бывшего зампреда военного трибунала войск НКВД Крылова, которое расследовал один из прототипов Шарапова Владимир Павлович Арапов. Имеет свою реальную основу и дело Груздева (кандидат медицинских наук Евгений Ильич Миркин в 1944 году был обвинён в убийстве своей жены и приговорён к смертной казни, однако работники МУРа сумели опровергнуть его виновность).
Члены преступной группировки (по именованию сотрудников МУРа "Банда Ивана Митина"), ставшей прототипом банды "Чёрная кошка", жили в подмосковном Красногорске. Они работали на Красногорском механическом заводе, а в свободное время промышляли грабежами сберкасс. В ликвидации этой банды принимал участие легендарный сыщик Игорь Скорин, послуживший прототипом полковника Данилова - главного героя серии произведений Э. Хруцкого, два из которых были экранизированы: "По данным уголовного розыска…" и "Приступить к ликвидации".
Прототипом Шарапова послужил Владимир Арапов, ставший позднее начальником отдела МУРа.
На фотографии 1945 года он поразительно похож на Конкина. Однако по характеру он не соответствовал образу скромного тихони Шарапова, был весельчаком и балагуром. У Жеглова прототипа не было, в основу его образа легло много знакомых братьев Вайнеров.
Фильм должен был начинаться с военного пролога, где Левченко и Шарапов пробираются через линию фронта и выносят из боя раненого языка. Героический пролог в картину так и не вошел.
Режиссер понял, что если в начале фильма показать Левченко вместе с Шараповым, исчезнет детективная интрига 5-й серии, когда милиционер-оперативник проникает в банду.
Снимали эпизод в биллиардной. Но как оказалось ни Высоцкий, ни Куравлев, вообще не умели "катать шары".
В итоге за них кий в руках держал одессит Владимир Иванов, мастер спорта СССР, уже тогда бывший одним из лучших биллиардистов Одессы. По шарам били Высоцкий и Куравлев, а потом делался монтажный стык - шары вгонял в лузу мастер.
Лариса Удовиченко утверждает, что ставшая крылатой фраза "Облигация или Аблигация?" вырвалась у неё нечаянно, так как она в тот момент действительно не знала правильного написания этого слова.
Тараскин танцует с Ларисой Гузеевой (первое появление на экране), а на заднем плане среди музыкантов на саксофоне играет Сергей Мазаев.
Он же играет в составе оркестра в 4-й серии, в кинотеатре перед показом фильма (песня "Неудачное свидание").
Часть фильма снималась в Одессе, и Высоцкому приходилось по два-три раза в день летать в Москву на спектакль и обратно. Высоцкий не бросал театр. Милиция везла его в "Волге" с сиреной, а гримерша по дороге превращала Жеглова в Гамлета. А после спектакля, иногда и почтовым самолетом, рядом с кипой газет артист летел в Одессу на утреннюю съемку.
Когда снимали ночную милицейскую погоню, часть территории возле Большого театра была оцеплена, и все же иногда поклонницы прорывали ограждение. Как-то в перерыве съемочная группа услышала крик Высоцкого. Бросились в темень и увидели Высоцкого, который пытался оторвать от себя молодую женщину: она вцепилась зубами в его кожаное пальто (видимо, от переизбытка чувств). Хорошо, что пальто было из прочной отечественной кожи.
Одежду для своего героя выбирал на костюмерном складе Одесской киностудии сам Высоцкий вместе с художником по костюмам Акимовой. Вещи подыскивали долго и очень тщательно. Неизбежные для середины 1940-х элементы военной формы: галифе, сапоги. А еще - пиджак, рубашка-апаш, джемпер в полоску...
Во время съёмок погони за Фоксом, чуть не погибли каскодёры. Помните момент, когда грузовик падает в реку? Так вот, машина неожиданно перевернулась вверх колёсами и ушла не только под воду, а погрузилась в метровый ил Яузы. Каскадёры остались живы только чудом.
В эпизоде, когда во время взятия "Черной кошки" Промокашку выводят из подвала, Бортник, импровизируя, плюнул Жеглову в лицо.
Начиная со 2-й серии, в самом начале показываются короткие сюжеты из предыдущих серий, которые на самом деле являются невошедшими дублями.
В первоначальном варианте фильма (как и в романе) Варя погибала от руки бандита, и первое, что видел в вестибюле управления вернувшийся с задания Шарапов, - ее портрет с траурной лентой. Но в Гостелерадио решили, что финал слишком уж трагический. В итоге Варя остается жива и забирает из детдома подкидыша. Сцену, когда Шарапов приходит к Варе и видит ее с ребенком на руках, доснимали в авральном порядке.
У Натальи Даниловой (исполнительница роли Вари) была уже другая прическа - для новой роли она отрезала челку
Фильм был завершен в 1979 году и впервые показан на День милиции, собрав миллионные аудитории. А на следующее утро после окончания съемок "Места встречи" в квартире братьев Вайнеров появился Высоцкий:
– Знаете, братцы, о чем я подумал сегодня утром: вы не имеете никакого римского права бросать Жеглова.
– А ты не мог подумать об этом днем, и дать нам поспать?
– Не мог. Надо спешить.
Авторы поняли это так: Высоцкий имеет в виду, что продолжение следует снимать по горячим следам. Но, похоже, Высоцкий чувствовал совсем другое, ведь он пришел не с отвлеченным предложением, а с хорошо разработанной сюжетной линией второго шестисерийного фильма "Место встречи". Он спешил. Через некоторое время на столе авторов сценария появилась папка, на которой значилось - "Эра милосердия. Продолжение". Увы, продолжение следует не всегда. В самый разгар работы, когда уже была написана где-то половина сценария, пришла горестная весть: Владимира Семёновича Высоцкого не стало. Никакого другого Жеглова быть не могло. Эта папка больше никогда не открывалась.