Боль и беда
Привет. Меня зовут Андрей Волков, я серийный предприниматель, по первому образованию маркетолог. В этой статье поднимаю тему профессионализма и управления маркетингом.
Что не так с маркетингом
Сегодня «маркетинг» получил слишком широкое распространение. Как это часто бывает, люди использую слово бездумно, не осознавая истинного значения. В наши дни под маркетингом ошибочно подразумевается любая деятельность, связанная с продвижением или продажами. Что само по себе не так уж и страшно.
Ошибка на триллион
Drama Queen в другом, размытие понятия привело к отказу от сути, целей и задач, которые стоят перед маркетологами. К хаусу и проблемам, с которыми сталкивается рынок, корпоративный и индивидуальный заказчик, к триллионным потерям. И я не преувеличиваю.
Новейшая история маркетинга
В 1990е годы, на заре построения рыночного капитализма, новоиспеченных маркетологов часто и справедливо упрекали в избыточной теоретизации. Потом были сменяющие друг друга тотальное увлечение BTL, выставками и полиграфией, спасительным брендингом и наконец выход в онлайн.
А сегодня тот, кто научился запускать массфолловинг в социальной сети, пишет про себя «маркетолог», не имея за душой ни образовательного бэкграунда, ни опыта работы.
В чём проблема?
Так и в чём проблема, скажете вы, в любом деле есть профаны и любители. Но в большинстве случаев существует барьеры входа в профессию, набор критериев, лицензирование и прочее, что позволяет выбирать и принимать осознанное решение.
Вы можете пойти на приём к врачу в частную клинику, можете сэкономить и выгулять ОМС, а можете воспользоваться методами нетрадиционной медицины и советами из народного интернета. В каждом варианте вы соотносите цену и возможные риски. В каждом их них работает свой алгоритм. Самый правильный в частной клинике, где начнут с определения причины вашего заболевания, для диагностики проведут обследования в том объёме, который понадобится для получения всех данных.
Дешёвый сыр
В погоне за быстрым результатом, компании и предприниматели пренебрегают диагностикой и обращаются за помощью к специалистам узкого профиля. И хорошо, если специалистам.
А еще проводят опросы в целях выявления «средней температуры по больнице», самой дешёвой цены. Сравнивая, валя в одну кучу надомных специалистов, рекламные агентства, консалтинговые и маркетинговые компании. Конечно, сеошник из Тулы всегда предложит лучшую цену, чем консалтинговое агентство из Москвы.
В погоне за дешевизной, заказчик часто получает негативный опыт. Который может множится бесконечно до озарения «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».
Профессиональная деформация
Структура клиентского спроса приводит к тому, что участники рынка начинают приспосабливаться. Клиент не понимает стоимости и трудоёмкости, не осознает, зачем платить за упомянутое SEO продвижение несколько сотен тысяч рублей…
А готов платить 80 000, 60 000 или 10 000 рублей. NO problem. За эти деньги на работу будет выделено не очень много часов в месяц. И клиентов у одного исполнителя может быть 5,10,20 и даже 70... промолчим.
Не только SEO
Описанная выше ситуация не плод моей фантазии, а великое и грустное знание, полученное вместе с опытом работы более чем с 20 компаниями из ТОП100 России.
По этой причине, большинство клиентов относится к SEO как к бесполезной и слабо эффективной деятельности. Подразумевая, что и 50 000 рублей за эту фейковую деятельность много.
Дальше больше, SEO - не единственный пример. Дизайн, упаковка, фирменный стиль, сайтостроительство, маркетинговые исследования, - вся индустрия идёт на поводу у клиента, который хочет "дёшево", потому что он в интернете видел.
Выигравших не бывает
Порочный круг. Клиент обманывает себя ложными представлениями о дешевизне услуг исполнителей в области маркетинга и продвижения товаров и услуг. Исполнители всех уровней обманывают клиента. Фрилансер из региона обманывает, когда берётся за задачу, которую не в состоянии решить. Агентство обманывает, когда берётся за задачу, которую в состоянии решить, но не за эти деньги.
В результате взаимные неудовлетворённость и недоверие. Клиенты не верят исполнителям, потому что не видят отдачи от вложенных денег. Исполнители ругают клиентов за жадность, "а что ж вы хотели за эти деньги". Массовые дискоммуникации выливаются в сотни миллиардов незаработанных и похороненных рублей.
А вот и триллион
Считайте сами, если взять только онлайн коммерцию, затраты на продвижение составляют от 10 до 50% выручки, пускай будет 20%. В 2017 году российский рынок продаж онлайн преодолел 1 триллион рублей, значит 200 млрд рублей были израсходованы на рекламу только товаров, продающихся онлайн.
А если взять всю розничную торговлю? Отсюда и триллион в заголовке, не для красного словца.
Больше триллиона рублей каждый год направляется на продвижение товаров и услуг. По моему мнению, не более 10% тратится по назначению!
Что делать?
Единственным лекарством от глупости является осознание необходимости комплексного подхода. И понимание: качество стоит денег.
А вас пускай минует встреча с профанами от маркетинга, пускай вам всегда везёт! )