В 1983-84 годах на киностудии имени Горького проводились съемки детского фантастического фильма "Гостья из будущего". Премьера картины состоялась с 25-29 марта по Первой программе центрального телевидения Советского Союза.
Сценарий был написан известным писателем фантастом Киром Булычевым, который взял для него свою героиню девочку Алису, жившую 100 лет тому вперед. Сам сценарий не публиковался ни в одном литературном журнале, поэтому для абсолютного большинства зрителей сюжет был совершенно неизвестным.
Режиссером выступил Павел Арсенов, который до той поры снимал только серьезные фильмы и ни о какой фантастике не помышлял. Ситуацию изменила встреча Арсенова с режиссером Ричардом Викторовым, который с успехом снял космические фильмы "Через тернии к звездам" и "Москва-Кассиопея". Беседа двух режиссеров в поезде заставила Павла пересмотреть свои взгляды на фантастику, сказало свое слово и знакомство с Киром Булычевым.
Успех к картине пришел резко и сразу. Каждую новую серию с нетерпением ожидали не только школьники, но и взрослые. Приключения героев обсуждались буквально в каждой квартире и на каждом дворе. Фильм был мгновенно расхватан на цитаты, его герои стали популярными героями анекдотов, причем наибольшей популярностью пользовался неподражаемый робот Вертер.
Когда начались кинопробы, то на роль Алисы претендовали сотни пионерок, а вот Наташа Гусева не стремилась в кино. Она просто пришла посмотреть на любимого писателя, присутствовавший вместе с Булычевым Павел Арсенов понял, что эта девочка и есть его Алиса. Правда она оказалась гостьей не из будущего, а из прошлого. На вопрос режиссера о годе рождения, Наташа растерявшись ответила, что 1872.
Длительные пробы на роль Алисы не прошли даром, так Наталья Шанаева стала Леной Домбазовой. Остальных ребят набрали из школьников, практически не имевших опыта в съемках. Неким исключением является Алеша Фомкин. До того как стать странником во времени Колей Герасимовым, он уже успел принять участие в съемках "Ералаша".
Наряду с фантастическим антуражем будущей Москвы, космопорта и Института Времени диссонирует фанерный автобус, придуманный лично Павлом Арсеновым - режиссеру очень не хотелось чтобы фантастический антураж кнопок и пультов слишком мозолил глаза зрителям. Получилось как стилизация под старину - просто и гармонично, да и идея мгновенной телепортации из одного места в другое как нельзя лучше подходила для фантастического фильма.
Дорогим удовольствием стали флипы, на которых совершались полеты в московском небе. Производство каждого из них обошлось примерно в 5 000 рублей (по тем временам весьма солидные деньги), а сделать их пришлось 5 штук. Для имитации полета флипы подвешивались на окрашенный под цвет фона проволоке к стреле подъемного крана. Так появилась легенда среди школьников страны, что в Москве появился новый детский аттракцион с полетами.
Оригинально вышли создатели фильма из сложностей, связанных с моментом, когда Алиса на плечах Юли изображала высокую даму в темных очках. Марианна Ионесян, сыгравшая роль Юли Грибковой, просто физически не смогла бы выдержать вес своей подруги. На помощь пришел Коля Герасимов. Алексея Фомкина одели в форму девочки и усадили на плечи Наташу Гусеву.
Правда с настоящим крокодилом в Космозоо решили не рисковать. Его роль выполнил макет из пенопласта, который совершенно не желал погружаться в воду, несмотря на все усилия водолазов. Но такая мелочь испортить фильм не могла, хотя встречались и другие киноляпы, общее впечатление от картины было поистине фантастическим.