Найти тему
Караван Ярмарка

Майские праздники: торжество мифа. Почему Первомай и День Победы утратили свое первоначальное значение?

Майские праздники – явление загадочное. Это что-то из квазирелигиозной области. Весь мир празднует Пасху и уходит на пасхальные каникулы. Россияне, «самая духовная нация» по собственному определению, празднуют нечто из своей советской мифологии.

Странный Первомай

1 Мая – это день, когда идешь по проезжей части улицы в толпе, с шариками, за руку с папой. Папа жив, будущее безоблачно, Леонид Ильич Брежнев защищает мир от американцев. Видимо, где-то в администрации президента решили использовать эти ментальные коды бывших советских людей и их наивных детей, верящих в сказку о никогда не существовавшей жизни. 100-летие Октябрьской революции решили спустить на тормозах, это слишком опасный ментальный код. А 1 Мая, как праздник Весны и Труда, уже утратил свое пролетарское звучание, мало кто вспомнит о том, как в 1919-м боролись за свои права рабочие в Чикаго под руководством анархистов.

В этом году в первый раз за много лет в регионах прошли первомайские демонстрации. По телевизору показывали демонстрацию в Москве. Старые советские дикторы привычными голосами выкрикивали какие-то псевдосоветские лозунги. Успела заметить мэра Москвы Сергея Собянина, который шел под транспарантом, на котором было написано что-то вроде «За достойную зарплату». Остроумно, ничего не скажешь. Достойную зарплату мэру и чиновникам? Или все же дворникам, кровельщикам, дорожникам и сантехникам?

В Твери соорудили трибуну, на которой стоял губернатор Руденя и другие официальные лица. Внизу шли колонны рабочих и служащих. «Трудящиеся вагоностроительного завода обязуются выпустить новые вагоны! Ура, товарищи!» – лозунги, выкрикиваемые в забытой, но родной стилистике, погружали туда, в прошлое с дорогим Леонидом Ильичом.

Самое удивительное, что большинство пришедших было в восторге. Конечно, те, кто не в восторге, просто не пришли – сегодня это не обязательно. Но пришли тысячи. Организованно (например, МУП «ЖЭК», занимающийся уборкой города, – в специальных оранжевых фуфайках и кепках), со знаменами. Интересно, как чувствовал себя православный человек Игорь Руденя? Впрочем, не только губернаторы, но даже православные священники – бывшие советские люди, и демонстрация будит в них что-то из далекого, подсознательного.

«Свидетели советской колбасы»

Подростки рассылают друг другу в соцсети «ВКонтакте» демотиваторы примерно такого содержания: «1 мая – день солидарности трудящихся. Раньше трудящимся принадлежала вся страна, а сейчас – только мешки под глазами». Кто и зачем внушает детям эту ложь? Трудящиеся принадлежали стране, а не страна трудящимся. Страшно подумать, что бы ощутили родившиеся уже после крушения советского Молоха ребята, окажись они даже в сравнительно вегетарианских 1980-х годах. И тем не менее…

В интернете есть целая секта, которую я называю «свидетели советской колбасы». Постаревшее самое советское из советских поколений, люди, родившиеся в 1950–1960-х годах, лелеют воспоминания о детстве и молодости. Это действительно было время, когда наш народ наконец стал жить, а не выживать. Жить, вообще-то, скверно и тяжело, но по сравнению с временами войны и коллективизации эта жизнь казалась роскошной. Опять же все были молоды. Бабушек и дедушек оставили в деревнях (если они выжили в войне, а также в предвоенном и послевоенном голоде), города заново отстроили после войны, мамы и папы – участники войны еще не успели постареть. Мир производил впечатление свежего и устремленного в светлое коммунистическое будущее.

Любые нападки на этот период такие люди воспринимают в штыки. Они помнят вовсе не факты, а свои ощущения. Цифры зарплат и пенсий, сведения о продававшихся в том же городе Калинине продуктах могут называться самые фантастические. По словам таких людей, не было проблем ни с продуктами питания, ни с туалетной бумагой, ни с чем. Что там, они уверены, что в Советском Союзе даже женские прокладки были! А средний труженик (обычно следует ссылка на свою маму) получал зарплату 300–500 рублей.

Все это, конечно, чушь и вранье. Вовремя не проведенная десоветизация и нынешняя эксплуатация советского мифа ведет к обострению ресентимента, милитаризму и даже фашизму.

День Победы: гордость вместо скорби

Первомай только в этом году начал активно использоваться властью. А вот День Победы эксплуатируется уже много лет, и за эти годы активной эксплуатации в качестве основы нынешнего российского мироустройства, своего рода приемлемой для всех «точки сборки», смысл праздника извратился до прямо противоположного.

Почти не осталось в живых ветеранов, тех, кого не обмануть, кто помнил всю тяжесть и противоестественность войны. «Дети войны» и те уже глубокие старики и, в силу того что война была осознана ими по-детски и чаще всего издалека, не могут считаться надежными свидетелями. Скорее мифотворцами (как любые старики, рассказывающие о своем детстве). Еще более склонно к мифотворчеству по поводу ВОВ послевоенное поколение.

Надо сказать, что в первые десятилетия после войны День Победы не праздновался с таким размахом. Огромная масса воевавших (практически все мужское население страны) воспринималась властью с опаской: как-никак люди, привыкшие к оружию и риску, повидавшие много чего… И лишь когда к 25-летию Победы ушли в мир иной основные «рабочие войны», солдаты-пехотинцы, танкисты, инвалиды, потерявшие на войне руки или ноги, а оставшиеся ветераны постарели и остепенились, был проведен после 1946 года первый парад Победы, еще без боевой техники. Следующий парад Победы был в 1985 году на 40-летие Победы.

Именно к этим датам было выпущено больше всего фильмов и написано больше всего песен, формирующих нынешнее восприятие Дня Победы. Сегодня эти фильмы и песни составляют «долгосрочную память» народа, являются безусловной базой сознания отечественного человека. Те, кто помоложе, вообще воспринимают их как свидетельство истории. Хотя они – часть вполне рукотворной мифологии.

Я хорошо помню, как мои деды-фронтовики и их воевавшие друзья-приятели собирались в этот день за столом и пили не чокаясь за тех, кто не вернулся с войны. 9 Мая было днем прежде всего памяти и скорби. И лишь потом – гордости, но гордости горькой, помнящей обо всех потерях. «Лишь бы не было войны» – это присловье советского времени сегодня почти забылось.

Чем больше времени проходит после войны и чем меньше остается в живых непосредственных участников сражений, тем больше в мифологии Победы пафоса, милитаризма и великодержавного шовинизма.

Не превращать траурь в карнавал

Скажу честно, меня чрезвычайно коробит стремление превратить День Победы в карнавал. Когда родители надевают на маленьких детей гимнастерки и пилотки, хочется спросить их: «Вы хотите, чтобы ваши дети испытали тот ужас, какой достался на долю их прадедов? Вы правда хотите, чтобы эта малышка в пилотке, наряженная фронтовой медсестрой, когда-нибудь вытаскивала под пулями с поля боя вот этих мальчиков в одежде солдатиков – с развороченными животами, оторванными ногами и руками?»

Машины с наклейками «Можем повторить» – это вообще за гранью человеческого разума. И тем не менее ведь продаются эти наклейки, и кто-то их покупает!

За всю историю человечества никто всем так «не показывал», как это в свое время сделал Чингиз-хан. Однако если бы монголы ездили по Китаю с конскими хвостами на сумках и в футболках с надписями «Можем повторить», вызывать это могло бы лишь смех и раздражение. Россияне же почему-то считают такие футболки и георгиевские ленточки на улицах европейских городов «патриотичным поведением».

Сейчас у наших соотечественников поубавилось денег, а еще года четыре назад лично мне было крайне стыдно услышать в турецком отеле историю о том, что, после того как наши туристы загнали немецких туристов в бассейн и целую ночь их оттуда не выпускали, турфирмам пришлось выделить для россиян отдельные отели, куда не селят иностранцев, – во избежание таких диких случаев.

Подлинная история «Бессмертного полка» и георгиевской ленточки

9 Мая по улицам Твери снова прошел «Бессмертный полк». История этого движения – наглядный пример того, как власть подгребает под себя все живые инициативы и выдает на выходе что-то пафосное и казенное. На «Гражданском форуме» я слушала выступление основателя «Бессмертного полка» томского журналиста Сергея Лапенкова, который рассказал, как движение было фактически украдено у народа.

В 2011 году были сформулированы принципы движения как некоммерческой, неполитической, негосударственной гражданской инициативы. То есть это было движение человеческих сердец, а не каких-то функционеров.

Но когда выяснилось, что такая идея способна вывести на улицы тысячи людей по инициативе Николая Земцова (в 2013 году исключенного из рядов «Бессмертного полка» общим решением координаторов за нарушение устава), ОНФ и Общественной палаты РФ, была создана новая структура – ООД «Бессмертный полк России». Нормальная такая организация, со штатными сотрудниками, трудовыми книжками, бюджетом. И в колоннах «Бессмертного полка» наряду с людьми, несущими фотографии своих дедушек и прадедушек, двинулись какие-то муниципальные служащие с выданными им по разнарядке портретами неизвестных им ветеранов. Помню, как года три назад в Москве 9 Мая на остановке автобуса я увидела людей, поставивших изготовленные по единому образцу таблички «Бессмертного полка» вниз головами, прямо в пыль. С портретами своих родных так никто не поступит, но это были служащие ГБУ «Жилищник», и фотографии ветеранов были для них чужими.

Кстати, с георгиевской ленточкой произошла примерно такая же история. Акция по раздаче этих ленточек перед Днем Победы была придумана православной журналисткой Натальей Лосевой. Сначала ленточки раздавали волонтеры, и было их немного. Но уже в 2008 году подключилась власть, разместила госзаказы на эти ленточки, и их стали привязывать повсеместно, чуть ли не к собачьим ошейникам и выхлопным трубам автомобилей. А в 2014 году георгиевская ленточка стала символом раскола украинского общества и была на Украине запрещена.

О живых ветеранах забыли

Одна из первоначальных целей акции «Георгиевская ленточка» – привлечение внимания к проблемам ветеранов. Да, их осталось крайне мало, но тем более каждый из них должен быть окружен заботой. Сегодня же получается, что нашим соотечественникам нравится маршировать с портретами погибших и умерших участников войны и совершенно наплевать на ныне живущих.

Недавно мне рассказали печальную историю, случившуюся в доме, где когда-то жили мои дедушка и бабушка, «академическом доме», хрущевке, построенной в свое время для преподавателей Калининской академии ПВО и сотрудников НИИ-2. Во времена моего детства ветераны войны, боевые офицеры жили в этом доме в каждой квартире.

Сейчас там остался всего один ветеран Великой Отечественной, 95-летний пожилой человек, полковник, живший со своей супругой, тоже участником войны. Так вот: некоторое время назад ветерана забрали в больницу на скорой помощи. А о его практически лежачей жене некому было позаботиться. И она умерла, три дня пролежав дома одна. Ни соседи, ни врачи скорой, которые видели, что в квартире остается беспомощная старушка, не задумались о ее судьбе. Хотя по логике врачи скорой должны были сразу сообщить в отдел соцзащиты и оттуда должны были срочно прислать сиделку. У стариков даже деньги были на ее оплату, все же пенсия у ветеранов сейчас очень большая. Соседи могли бы проведать бабушку, спросить, не нужно ли ей чего, помочь найти сиделку. Но человеческое равнодушие победило победителей.

В майские праздники таким старикам приходится тяжелее всего. Длинные выходные, никто не работает, отдыхают соцработники, которые все же ходят к большинству из них. Плюс этот рев самолетов, гул танков (в центре Москвы танки репетировали парад две недели). Для нас, молодых, эти звуки не несут той страшной нагрузки. А моя бабушка страшно боялась взрывов фейерверков и звука летящих самолетов – они напоминали ей самые тяжелые переживания юности.

Настоящий патриотизм – не в георгиевских ленточках и хождении по улицам с портретами умерших. Пока не созданы условия для достойной старости тем, кто пережил войну, все это празднование Дня Победы – политическое лицемерие.

Газета «Караван+Я» выходит на территории Тверской и Московской областей с приложением «Ярмарка объявлений». Работа, недвижимость, строительство, образование, туризм, бизнес – все, что вам необходимо знать, вы найдете у нас! Принимаются бесплатные объявления  по телефону: 8 (4822) 788–139. Нужен больший эффект? Для Вас реклама и платные объявления! Тел.: 8 (4822)  788–798. Подробнее с правилами можно ознакомиться по ссылке.

Мария Орлова