С Ольгой Антоновой я познакомилась на пленэре молодых художников «Цветами Минаса» в Гюмри (Армения). Оказалось, что живопись – далеко не единственное ее занятие. В интервью Ольга рассказала о бисероплетении, традиционных русских видах росписи по дереву и об удмуртском ткачестве.
Екатерина: Вы занимаетесь декоративно-прикладными искусствами. Какие из них Вам нравятся больше всего?
Ольга: По образованию я руководитель творческой студии росписи по дереву, и мне очень нравиться расписывать «досочки» и матрешек. Но я этим очень редко занимаюсь, для этого нужно полноценная студия, большое светлое пространство и ещё хорошо проветриваемое – приходиться работать не только с темперой и гуашью, но и с маслом и различными лаками. А ещё я люблю делать украшения из бисера, но это скорее хобби, чем что-то профессиональное.
Екатерина: Какие это виды росписи по дереву? Городец, хохлома?
Ольга: Да, классический городец и немного переработанная на новый лад хохлома, а так же мезенская роспись и борецкая, урало-сибирская и петриковская. Но на самом деле видов росписи по дереву намного больше, но увы, я ими всеми не владею, а только пока им учусь!
Екатерина: Для такой работы нужно терпение и усидчивость. Как Вам это удается? Может, нужен какой-то особый склад характера? Ведь не все могут заниматься рукоделием: некоторые готовы всё порвать из-за малейшей неудачи.
Ольга: При работе с мелким бисером, при вышивке, при шитье… да много при каких делах нужно терпение и иногда усидчивость. Но когда процесс тебя полностью поглощает, когда тобой овладевает вдохновение, то никаких особых сил и не нужно, чтобы заставить себя работать и рисовать. Оно само собой всё легко и просто получается! А насчет некоторых – это скорее исключение чем правило, и тут просто надо найти то занятие, которое не будет раздражать. А неудачи и у меня в росписи случаются!
Екатерина: Вы живете в Удмуртии, расскажите о традиционных видах прикладного искусства своего края.
Ольга: Для удмуртов это прежде всего ткачество, от домотканых белых льняных скатертей и полотенец с красных краем до пестряди. Это клетчатая ткань, причем у каждой хозяйки были свои цвета и узоры этих клеток, и они передавались в поколениях. Ткали не только из льна, хлопка и шерсти, но и из конопли и крапивы. Вышивка так же являлась очень распространённым видом декоротивно-прикладного творчества, ведь тогда у народа была необходимость оберегать себя от злых духов и демонов. Поэтому по низу рукавов, подолу, по горловине всегда шла вышивка как оберег. В ней в основном присутствовали солярные знаки, а также изображение матери-утки и двухголового коня. Расшивались или ткались пояса, без них одежду было носить нельзя, а также свадебные покрывала для головного убора айшон у невесты. Керамика была скорее необходимостью, которая в последствие переросла в искусство. Глина у нас красная с высоким содержанием железа, и посуда получается с металлическим отблеском и очень прочной. Есть резьба по дереву, работа с берестой. Но всё таки основное – это ткачество.
Екатерина: Сохранилось ли ткачество в традиционном понимании? Может быть, в деревнях?
Ольга: Его сейчас возродили, и по всей республике есть много центров народных ремесел, где изучают (организуют экспедиции в глухие деревни и ищут новые старинные узоры), ткут и преподают ткачество. Многие наши мастерицы участвуют во всероссийских и международных конкурсах по ремеслу и конкретно по ткачеству, есть признанные мастера.
Екатерина: Какое отношение к авторству в народном декоративно-прикладном творчестве? Почему мы практически не знаем имен мастеров жостовской росписи, финифти и так далее – чего нельзя сказать о классической живописи?
Ольга: Наверное, оно бы и не называлось народным, если бы мы знали имена авторов. А вообще, всё начиналось в деревне с малограмотных крестьян, которые просто хотели малость украсить свой труд. Дальше – больше, но и когда этому стали обучать, рассчитывалось, что человек даже не умеющий рисовать и не знающий основ изобразительного искусства, запросто и быстро сможет расписать не одну вазу. Учили прежде всего правильно держать руку, наносить мазки разной формы и из этого формировать несложную композицию в соответствующей цветовой гамме, которая зависела в основном от того, какие красящие пигменты или глины находились в той или иной губернии.
Екатерина: Каким видам творчества Вы хотели бы обучиться?
Ольга: Наверное, ткачеству или ювелирному делу. Глина у меня как-то не пошла, как и роспись по ткани.
Екатерина: Над чем Вы работаете в данный момент?
Ольга: Люблю акварель, но совершенно не умею ей работать, так что учусь. И заодно учусь рисовать иллюстрации. Ну и заказы по бисеру никуда не делись!
Екатерина: Бисероплетение приносит постоянный доход? Насколько это долго и сложно – обзавестись постоянными клиентами? Вы как-то «раскручиваете» свое творчество, или это исключительно сарафанное радио?
Ольга: Раскручивала, но сарафанное радио лучше всего! Да, заказы есть постоянно, но увы, мало оплачиваемые, так как в нашем маленьком городе это считается хендмэйдом. То есть, клиент изначально считает, что это дорого стоить не может. А в большие города пока пробиться не удаётся.
Екатерина: Чем бы Вы занимались, если не пошли бы учиться на художественный факультет?
Ольга: Не знаю, думала не раз, но ничего другого в голову не пришло. Просто специальность чуть другая могла быть, но тоже художественная, я так думаю. Или хотя бы творческая типа журналистики, к примеру. Ну или учителем в школу!
Екатерина: Спасибо за интересную беседу! Творческих успехов Вам!
Ольга: Спасибо!
Бисерные украшения Ольги Антоновой: https://vk.com/club44790147
Больше статей об искусстве ищите в блоге PaintingRussia!
Не забывайте лайкать записи и подписываться на канал, чтобы я знала, что пишу не в стол ;)