9 мая 2012 года в Индонезии во время демонстрационного полета в рамках рекламного тура разбился российский самолет Суперджет-100.
Блогер Сергей Доля, один из участников рекламного тура, в тот день снимал борт с земли и начал оперативно выкладывать информацию в Интернет с координатами последних точек борта, процессом поиска и обнаружения. По этим данным я пытался воссоздать, что же тогда произошло в небе Индонезии, пытаясь понять, как самолет мог врезаться в отвесный склон ущелья горы Салак.
***********
Гипотетическая реконструкция катастрофы SuperJet-100
Читая сообщения Сергея Доли в его твиттере, посвященные катастрофе SuperJet-100 в Индонезии я озадачился одним вопросом. Как SuperJet-100 мог оказаться на восточном склоне хребта Салак?
Согласно схеме из тви Сергея Доли самолет летел с севера на юг от точки 4 до точки 3, а потом резко повернул на восток и разбился в точке 0. При таком направлении движения он должен был врезаться в западный склон одного из хребтов горы Салак (22011 м над уровнем моря) и не долететь до точки 0. Точнее будет назвать это место восточным бортом ущелья.
Тем более Сергей с точностью до метра приводит высоты над уровнем моря в отмеченных им по данным радара точках. Точка 4 - 1674 метра над уровнем моря, Точка 3 - 1903 метра, Точка 0 - 1817 метров над уровнем моря. Это нам говорит только о том, что Точка 3 самая высока на его пути. Далее Сергей приводит высоту самолета в Точке 3 - 1860 метров над уровнем моря, что говорит только о том, что самолет должен был разбиться еще там - высота самолета ниже уровня земной поверхности. Обратите внимание еще и на то, где находится точка падения - на сравнительно ровном лесистом восточном склоне, понижающемся в восточном направлении, тогда как на фотографиях с места падения присутствует отвесная скальная стена.
Все это вызывает массу вопросов, особенно при скудности имеющихся данных. Но тут нам на помощь приходит опыт работы с GPS и волшебная программа Google Earth. Вот несколько выкладок.
1. Сергей наносил точки 4, 3 и 0 по имеющимся координатам. Если мы нанесем точку падения самолета по уже уточненным данным она все-равно попадет на восточный склон и будет "отгорожена" от своего маршрута хребтом. В этом нет ничего страшного - естественная погрешность GPS, неправильно установленные датумы, и неизвестные датумы Гугла при экспорте в который данных получаем погрешность в 300 метров к востоку, а в первом варианте в 600 м к ЮВ от края обрыва. Вывод: точки на схеме Сергея надо смещать на 600 м к северо-западу.
2. По высотам. Сергей доступным только ему способом вычислил абсолютную высоту рельефа под нанесенными точками и в результате самолет пролетая точку 3 оказался "под землей". Это потому что он вычислял высоту там где точки обозначены без учета погрешности в 600 метров.
3. Погрешность в 600 метров конечно большая, но мы помним, что по уточненному местонахождению самолета она сокращается в два раза. Ну и еще точки 3 и 4 даны по радару, которому было очень не просто работать в горных условиях с большим количеством углов закрытия. Радар скорее всего единственный в аэропорту Джакарты и видит только с севера. Посмотрим картинку. Точка падения SuperJet-100 по уточненным данным. Реально она должна быть чуть западнее метров на 300 на западном обрыве хребта в ущелье.
Теперь вопрос, как шел самолет, по ущелью или правее (западнее) максимальной возвышенности на правом обрезе.
У нас есть вот такая схема полета, но в связи с имеющимися радарными точками 4 и 3 и известным местом падения, практически в центре горы Салак, а не там, где обозначены стрелки, могу предположить что либо она в корне не верна, либо самолет выписывал петлю гораздо западнее горы над ровным местом, на что нам указывает в общем совпадающий с радарным последний участок пути с севера на юг с небольшим изгибом и резкий поворот на восток. Но тут погрешность идет уже не на 600 метров, а на несколько километров.
Оригинал поста в моем блоге starcom68
Понравилось? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал в Дзен
#Индонезия #Авиакатастрофы