Получил письмо из дома и погиб на следующий же день. Поисковики, спустя 60 лет, смогли прочитать то, что павшему герою Великой Отечественной войны написала мама
Это нелeгкая работа - поднимать из болота куски самолeта. Лебeдка вытягивает искорeженный винт от Ил-2. Останки штурмовика, сбитого немецкими "Фокерами", лежат в глинистой жиже на глубине 8 метров. Попробуй, зацепи. В таких условиях работать может лишь отчаянный водолаз. Константин Отчаянный.
Константин Отчаянный, водолаз: "Всe вслепую, на ощупь делаешь. Ориентируемся по предметам".
Россыпь обломков, парашюты, личное оружие авиаторов. Всe это болото законсервировало на века. На дне нет кислорода, поэтому пистолет Стечкина не заржавел. И патроны как новые. Даже шeлк куполов остался белоснежным. Момент истины: в мeртвой тишине со дна поднимают останки лeтчика.
Орден на груди, так и не выкуренный табачок в карманах лeтных брюк. За пазухой письмо из дома.
Ближе к сердцу, в левом кармане гимнастeрки, партбилет. И это главное. Теперь поисковики знают: 12 января 44-го в псковском небе погиб лeтчик Григорий Федирко.
Вместе с ним стрелок Иван Рылов. Когда найдут родных, им расскажут: шансов спастись не было, экипаж погиб ещe в воздухе. Машина камнем рухнула вниз.
Александр Евстигнеев, корреспондент: "Вот так выглядел тот самолeт, останки которого сейчас лежат на дне этого болота. Всего было выпущено 36600 штурмовиков "Ил-2". Однако из всей этой армады уже после войны не удалось сохранить ни одной действующей машины. Той, которая могла бы подняться в небо".
Когда авиация стала реактивной, за ненадобностью уничтожили даже чертежи "винтовиков". Поэтому каждая такая находка - это клад для авиареставраторов. Можно и технологию восстановить, а если повезeт, даже взять запчасти.
На этот раз повезло. Уцелели высотомер, рукоятки управления, датчики температуры, фрагменты кабины. Почти половину самолета отправят в Новосибирск. В этой мастерской авиареставраторы уже несколько лет восстанавливают два штурмовика Ил-2. Обещают, что одна из машин взлетит через пару лет.
Борис Осетинский, президент федерации авиареставраторов России: "Нужно, чтобы в воздухе летали 3 - 5 Ил-2. Этот процесс может быть до бесконечности. Пока есть погибшие самолeты, есть погибшие лeтчики, надо продолжать делать".
Поднять в воздух те самолeты, на которых воевали деды, эту идею авиареставраторы считают делом чести. Всe-таки Россия - авиационная держава. Победившая во 2 мировой.