Найти тему

Итальянские школы 2 года спустя

Оглавление

Обстановка, уровень знаний, перспективы

С вопросом про впечатления от школ после двух лет ко мне пришел знакомый в личку. Я решила, что вместо длинного сообщения могу написать развернутый пост. Надеюсь, он окажется полезным и интересным и еще кому-то.

Разница между школами в центре и на периферии

Я могу рассказать только про Милан, потому что в других местах Италии не жила. Могу лишь предположить, что та разница между школами в центре и на периферии, о которой я расскажу, справедлива и для других крупных городов, а в маленьких будет как-то иначе.

В Милане в средних школах, которые расположены на окраинах города, учатся в основном дети мигрантов. Это означает, что в классе будет достаточно много детей со слабым знанием языка и других предметов, сложная обстановка, нервные учителя и могут быть другие проблемы.

С другой стороны, в школах в центре, где учатся успешные дети из хороших итальянских семей, детям иностранцев приходится сталкиваться с дискриминацией, которая в подростковой среде процветает. От школы к школе ситуация может быть мягче или жестче.

С чем будет проще справиться именно вашему ребенку — знаете только вы.

Моя старшая учится в школе с преобладанием итальянцев, и в прошлом году ей было довольно сложно. В этом году стало намного легче: она уже хорошо знает язык, и мы сменили класс. Здесь, как она говорит, «учатся ребята попроще, без понтов».

Младшая, наоборот, оба года ходит в обычную школу рядом с домом, и в ее классе примерно половина учеников — мигранты. Серьезной проблемой для нее стала дисциплина: тычки, толчки, оскорбления одноклассников, плохое поведение на уроках, — здесь норма. Она справилась и смогла завоевать авторитет в классе, благодаря которому одноклассники перестали ей досаждать, но это стоило ей и мне немалых усилий.

Особенности дисциплины и организации уроков

Дисциплина в итальянских школах — это неведомый зверь, который вроде как есть, но его никто не видел. Первый год для моих дочерей был реальным шоком. Сейчас они привыкли к тому, что на уроке можно разговаривать, задавать учителю вопросы, обсуждать что-то с соседом по парте.

Руки здесь почти не поднимают, устный опрос — редкость, и о нем предупреждают заранее, как и о других контрольных и проверочных.

Утром все ученики заходят в школу, и за ними закрывают дверь. Весь день они сидят в одном классе. Перемены короткие, по 5 минут, но поскольку на уроке можно вести себя довольно свободно, это не кажется проблемой.

Уроки могут заканчиваться до обеда, а могут — около 4 часов дня, зависит от программы. Во втором случае детей кормят обедом в школьной столовой. Качество и цена обеда зависят от школы. Юлю кормят вкусно и недорого, а Иришу — дорого и невкусно.

Количество домашних заданий

Самые сложные домашки — в средней школе. Надо много учить, делать письменные работы, клеить модели по технологии и рисовать картины по искусству.

В старшей школе домашних заданий намного меньше, но зависит от школы и программы.

Про младшую ничего не знаю.

Что меня удивило

В середине этого учебного года мои дочери перестали ходить в школу. Им было слишком сложно, у них кончились силы, и в школах были проблемы, у каждой — свои.

Меня вызвали на беседу с администрацией. Я ждала упреков и давления, а получила внимание, участие и помощь.

Иришина школа провела с нами несколько встреч в разном составе, после которых составила индивидуальный план обучения для моего ребенка: без физкультуры, на которой у нее были проблемы, без коллективных проектов по технологии, с дополнительным итальянским вместо французского и с индивидуальными занятиями с психологом.

Мы подписали трехсторонний договор, в котором закрепили эти договоренности и обязались не пропускать школу без серьезных причин.

В Юлиной школе все прошло еще проще и легче. В итоге обе девочки заканчивают этот учебный год и я не переживаю, что они с чем-то не справятся.

Как записаться в школу

Если вы только приехали, все просто: выбираете школу, приносите любые документы, и вас записывают.

Если вам нужно сменить школу, или вы переходите на следующую ступень, процедура сложнее.

Чтобы сменить школу в рамках одной ступени, сначала нужно получить разрешение на переход в своей школе, и только после этого — отнести его в другую и договориться о зачислении.

Если пришла пора переходить из одной ступени в другую, то в Ломбардии надо зарегистрироваться на сайте регионального министерства образования и через этот сайт — подать заявку в три школы.

К сожалению, это не гарантия, что вас обязательно возьмут в одну из них. Например, нам отказали все три, сославшись на перебор заявок, и нам пришлось в срочном порядке искать другие варианты и передавать нашу заявку. Не уверены, что лицей, в который нас в итоге взяли, нас полностью устраивает, возможно, после года обучения придется опять менять школу.

Программа

Программа по основным предметам не сильно отличается от русской школы. Отличается подача материала — более практико-жизненно-ориентированная и требования к его усвоению.

Если ребенок хорошо учился в России, то и в Италии у него проблем не будет.

Если учился не очень, в Италии может быть обострение, связанное с местной дисциплиной.

Контролировать оценки и посещения довольно легко: электронные дневники есть везде, там все понятно и прозрачно.

Важное коротко

Чтобы поступить в итальянский вуз, надо проучиться в школе не меньше 13 лет.

Обязательное образование заканчивается на отметке в 16 лет. До этого момента, если ребенок не ходит в школу, к родителям будут претензии, вплоть до полиции, после 16 — нет.

Курсы итальянского для иностранцев есть в каждой школе. Если нет — школа обязана их организовать.

Адаптироваться сложно. Чем старше ребенок — тем сложнее. Насколько сложно будет вашему ребенку — зависит от его особенностей.

Учиться не сложнее, чем в России, проблемы примерно те же, но мне здесь нравится больше.