В связи с праздником Победы хочется рассказать о трёх местах Самары, которые являются свидетельствами вклада города в эту победу, и значимости его в ходе войны вообще.
Все они имеют, кроме своего значения, ещё и некоторые особенности. Одно из этих мест — рекордсмен Европы по размеру (читать ЗДЕСЬ), второе находится глубоко под землёй (об этом — ТУТ), а третье вообще можно назвать не местом, а предметом, или символом.
Вот о последнем и речь.
Самолёт ИЛ-2
Если первые два места были напрямую связаны с политической ролью военного Куйбышева, то здесь вступает роль промышленная.
Неспроста наш город был выбран на роль запасной столицы: его географическое расположение, и пересечение РАЗНЫХ путей сообщения (водный, ж/д...), и промышленная основа...
"Подушку безопасности" готовили не только для правящих верхов. К моменту начала войны в Куйбышеве уже была заложена основа для нескольких оборонных предприятий. И хотя изначальные, "мирные" планы были иными, это облегчило развёртывание десятков наспех эвакуированных заводов. Произошла масштабная эвакуация "оборонки" в Куйбышев.
К концу октября 1941 года сюда уже были перевезены более 20 авиационных предприятий Союза. Порой оборудование выгружалось прямо на пустые площадки и вокруг него возводили стены.
На то, чтобы перевезти авиазавод №18 за тысячи километров, установить оборудование и начать выпуск штурмовиков, понадобилось всего 35 дней.
Основной продукцией авиастроителей стал "летающий танк" ИЛ-2. За период 1941-1945 гг. на куйбышевских заводах было изготовлено более 66680 ИЛ-ов. А основой для его производства — перевезённый из Москвы Государственный авиационный завод №1.
Первый опытный образец ИЛ-2 (тогда — БШ-2, "бронированный штурмовик") прошёл испытание ещё в 1939 году, в Москве. В 1940 его усовершенствовали, и пустили "в тираж" наряду с другими моделями. С началом войны же Сталин сделал упор именно на производстве ИЛ-2. И не прогадал.
В память о том трудном времени, и о роли этой боевой машины в Самаре установили памятник — настоящий штурмовик ИЛ-2.
Конкретно эту машину (с номером 1872932, пилот — К. М. Котляревский, стрелок — Е. Мухин) в 1970 году нашли в Мурманской области. К тому времени давно созрела идея о памятнике, но производство единичного самолёта оказалось невозможным, а найденные экземпляры было невозможно восстановить. Сначала его установили перед входом на авиационный завод, но позже — в 1975 году — перенесли в место, доступное всем горожанам. На пересечение двух из нескольких главных улиц города.
С тех пор памятник Самолёт ИЛ-2 — одно из лиц нашего города. Это — наша дань памяти.
«ШТУРМОВИКУ ИЛ-2»
С проспекта Кирова -
К Московскому шоссе,
На кольцевой развязке-повороте
Застыл ИЛ-2.
На взлётной полосе.
На самом краешке.
Как будто бы на взлёте.
Не видно у орудия стрелка
И у штурвала нет его пилота...
Ребята, из какого вы полка?
Вернулись ли живыми из полёта?..
Не миновал вас вражеский прицел...
Вы падали в болотную трясину...
Но, может, кто из вас остался цел
И долетал с победой до Берлина?
Я знаю, как бы волновал вас миг,
Когда ваш ИЛ из топи извлекали,
И позже, в мирных стенах заводских,
На память для потомков возрождали.
Самара современная, смотри!
Вот он!
Один из куйбышевских «ИЛов» —
С завода с номером п/я 143,
Из дней войны. От тружеников тыла.
Он памятник.
Но зримо словно жив,
И ждёт команды своего пилота.
Он помнит бомб метанье, виражи,
Огни прожекторов, посадки, взлёты...
Напоминает, как в сороковых
Девчонки-лётчицы и юные ребята
Сгорали на машинах боевых,
Но верность Родине хранили свято.
«Летающие танки» -
«Штурмовик» -
«ИЛ-2»...
А с виду — малый самолётик...
Защитник,
Победивший фронтовик.
Как символ мужества
Стоит на повороте.
З.С.Громова, 2003 год (сборник «С любовью к России»)