Найти тему
Тайны великих

Любимовский век

Оглавление

В конце сентября исполнится 100 лет со дня рождения Юрия Любимова - основателя и многие годы бессменного руководителя легендарной “Таганки”, которую он потерял из-за любимой жены.

ЕДИНСТВЕННАЯ МОЯ

До юбилея еще есть время, а подготовка к торжествам идет полным ходом - в Москве, Санкт-Петербурге, на родине Любимова в Ярославле... Выставки, спектакли, научные конференции, книга воспоминаний современников, диск с записью стихотворений в исполнении режиссера. Все эти мероприятия инициирует и руководит их проведением вдова Юрия Петровича Каталин Любимова-Кунц.

Именно  ее он считал единственной женщиной в своей жизни. Правда, когда Мастер  пришел к такому выводу, ему перевалило за девяносто. И он уже много лет  находился под жестким «колпаком» у своей Кати. Спору нет, она создала  великому режиссеру идеальные условия для работы и продлила его жизнь. Но  делала это не только из любви к мужу - он стал для нее средством  обеспечить безбедное будущее себе и их сыну Петру.
Именно ее он считал единственной женщиной в своей жизни. Правда, когда Мастер пришел к такому выводу, ему перевалило за девяносто. И он уже много лет находился под жестким «колпаком» у своей Кати. Спору нет, она создала великому режиссеру идеальные условия для работы и продлила его жизнь. Но делала это не только из любви к мужу - он стал для нее средством обеспечить безбедное будущее себе и их сыну Петру.

ЧЕТВЕРТУШКА ЦЫГАНСКОЙ КРОВИ

Он  всегда был на редкость красив. Откуда-то проступившая породистость  русского аристократа-интеллигента, приправленная четвертушкой цыганской  крови по материнской линии, делали Любимова неотразимым. Ему было за  семьдесят, когда он вместе с Каталин поехал в Италию ставить  “Преступление и наказание“. На кастинг актрисы приходили с явным  намерением добиться не только роли, но и самого режиссера - так он  будоражил их горячий темперамент. А одна претендентка и вовсе улеглась  ночью на коврик возле гостиничного номера Любимова в надежде познать его  как мужчину и не желала покидать свой пост, невзирая на старания  администрации отеля. Каталин не стала церемониться с пылкой поклонницей  мужа: связалась с продюсером, и даму сняли с кастинга.
Он всегда был на редкость красив. Откуда-то проступившая породистость русского аристократа-интеллигента, приправленная четвертушкой цыганской крови по материнской линии, делали Любимова неотразимым. Ему было за семьдесят, когда он вместе с Каталин поехал в Италию ставить “Преступление и наказание“. На кастинг актрисы приходили с явным намерением добиться не только роли, но и самого режиссера - так он будоражил их горячий темперамент. А одна претендентка и вовсе улеглась ночью на коврик возле гостиничного номера Любимова в надежде познать его как мужчину и не желала покидать свой пост, невзирая на старания администрации отеля. Каталин не стала церемониться с пылкой поклонницей мужа: связалась с продюсером, и даму сняли с кастинга.

Ему не приходилось усердствовать, чтобы получить расположение женщин. Но он никогда не хвастал победами и даже не упоминал имена женщин, с которыми был близок. Хотя всегда найдутся доброжелатели с хорошей памятью: от них известно, что первой женой Любимова, тогда еще актера Театра им. Вахтангова, стала одна из сестер-актрис Пашковых.

Какая  именно - Лариса или Галина, - никто вспомнить не может, потому как  Любимов был увлечен поочередно обеими красавицами, тоже блиставшими на  вахтанговской сцене. Говорят, некоторое время они даже пробовали жить  втроем, но ничего путного из этого не получилось.
Какая именно - Лариса или Галина, - никто вспомнить не может, потому как Любимов был увлечен поочередно обеими красавицами, тоже блиставшими на вахтанговской сцене. Говорят, некоторое время они даже пробовали жить втроем, но ничего путного из этого не получилось.

Когда началась война, Любимов отправился в военкомат с просьбой отправить его на фронт. Но его прикомандировали к Ансамблю песни и пляски НКВД, в составе которого он колесил по фронтам. Солисткой балета в ансамбле была прелестная танцовщица с железным характером Ольга Ковалева. Служебный роман перерос в брак, родился сын Никита, но после войны Ольга собрала вещи и вместе с сыном уехала в Абхазию. Такие скоропалительные побеги жен с детьми, как правило, случаются, когда у мужей появляются увлечения на стороне и жены о них узнают.

Судя  по всему, и это бегство спровоцировала неверность Любимова, что  понятно: послевоенный дефицит мужчин, а тут такой красавец, открытый  новым впечатлениям, популярный артист. Впрочем, Ольга быстро утешилась -  вышла замуж за Юрия Силантьева, дирижера и приятеля Любимова. К  сожалению, он не сумел заменить Никите отца, да и Любимов не обременял  себя заботой о сыне. Никита вырос замкнутым, фанатично религиозным,  подрабатывал при разных храмах, отшельничал, даже юродствовал, хотя  обзавелся женой и тремя детьми. После женитьбы Любимова на Каталин он  был снят с отцовского довольствия, и сегодня его следы затерялись.
Судя по всему, и это бегство спровоцировала неверность Любимова, что понятно: послевоенный дефицит мужчин, а тут такой красавец, открытый новым впечатлениям, популярный артист. Впрочем, Ольга быстро утешилась - вышла замуж за Юрия Силантьева, дирижера и приятеля Любимова. К сожалению, он не сумел заменить Никите отца, да и Любимов не обременял себя заботой о сыне. Никита вырос замкнутым, фанатично религиозным, подрабатывал при разных храмах, отшельничал, даже юродствовал, хотя обзавелся женой и тремя детьми. После женитьбы Любимова на Каталин он был снят с отцовского довольствия, и сегодня его следы затерялись.

ХОЗЯЙКИ ТЕАТРА

Тем временем Любимов был уже не только ведущим актером Театра им. Вахтангова и снимался в кино, но еще преподавал в Щукинском училище и пробовал себя в режиссуре. Крепчала и его мужская харизма, роскошная шевелюра и отменная стать все больше делали его похожим на льва. Теперь уже не просто хорошенькие актрисы интересовали Любимова, а знаменитые и обласканные властью, что не только тешило самолюбие, но и способствовало продвижению по карьерной лестнице.

Спектакль  “Добрый человек из Сезуана“, который Любимов поставил со своими  студентами, имел невероятный успех. Тогда-то он и задумался о  собственном театре, но без серьезной поддержки не видать бы ему театра.
Спектакль “Добрый человек из Сезуана“, который Любимов поставил со своими студентами, имел невероятный успех. Тогда-то он и задумался о собственном театре, но без серьезной поддержки не видать бы ему театра.

Поддержка нашлась - Людмила Целиковская, абсолютная кинозвезда, любимица Сталина, перед которой открывались любые двери. Они вместе учились в Щуке, но сошлись только в 1959 году и прожили в гражданском браке почти 15 лет. Именно благодаря ей Любимов стал худруком Московского театра драмы и комедии, который в тот момент медленно умирал, и сделал его своим - авторским - театром, знаменитой “Таганкой“. Целиковская была при нем не только актрисой, но настоящей хозяйкой театра и “ключом-вездеходом“ - выбирала пьесы, писала инсценировки, подбирала актеров, а главное - знакомила с “правильными людьми“ из интеллектуальной и партийной элиты.

Только этим можно объяснить феномен Любимова, которому позволялось в те годы иметь практически свой театр и делать в нем многое из того, о чем другие и мечтать не смели. “Таганку“ называли “островком свободы в несвободной стране“, но никогда не закрывали. Любимов слыл диссидентом и узником совести, разъезжая по всему миру и со своей труппой, и как приглашенный режиссер для постановок в других театрах.

В 1976 году на гастролях в Будапеште Любимов увлекся молодой журналисткой Каталин Кунц, приставленной к нему в качестве переводчицы. Она окончила МГУ и трудилась в Обществе советско-венгерской дружбы. Дружба закончилась бракосочетанием в Будапеште.

С этого момента начался новый этап в жизни не только Юрия Петровича, но и Театра на Таганке, где появилась новая хозяйка. Говорят, именно Каталин поспособствовала тому, что в 1984 году Любимова лишили гражданства, когда он с семьей находился в Лондоне. Тогда многие были уверены, что Кунц не случайно появилась возле выдающегося режиссера, что многие на Западе, где умеют ценить талант, хотели его высылки из СССР. И Каталин справилась с задачей.

Перестройка смешала карты. Любимов, обласканный лучшими театрами мира, возжелал вернуться в Москву. Его встретили на “Таганке“ как героя, он бы им и остался, если бы не Каталин. Она думала о своем благополучии и не считала зазорным оскорблять актеров, не выплачивать труппе гонорары. Авторский театр стал превращаться в частный, устроенный по законам Карабаса-Барабаса. Совсем уже старый, больной Любимов во всем соглашался со своей Катей. А что ему оставалось делать?

5 октября 2014 года Юрий Петрович Любимов скончался от острой сердечной недостаточности. Вдова свято оберегает его память, а легендарной “Таганки“, увы, больше нет.