Эвенкия – далекая северная земля, одновременно и древняя, и совсем юная с точки зрения освоения человеком бескрайних просторов: исследовать эту огромную территорию начали, по большому счету, только в двадцатом столетии.
Начало здесь.
И как подтверждение самым страшным предсказаниям однажды расколол тунгусское небо огненный шар, и страшный грохот и шум наполнили тайгу, изгнав из леса всех животных и птиц, погубив многих людей и оленей. Земля тряслась, и небо горело так, что зарево пожара было видно на другом краю света. Могучий и злой бог огня Агды послал эвенкам свой страшный знак, и лишь потом, многие годы спустя им объяснили, что взорвавшее небо чудо было космическим метеоритом, а вовсе не божьей карой. Но с тех пор стали говорить люди об Эвенкии как о земле, отмеченной небом. И по сей день последствия того страшного дня остались в виде незаживающей раны на теле земли, где до сих пор не растут трава и деревья, не бродят звери, и даже дальние потомки тех эвенков, что видели небесный огонь, стараются обходить те места стороной…
И перемены пришли. Сначала узнали тунгусы о том, что у них есть старший брат – могучая Россия, и там есть царь, он же хозяин всей земли вплоть до самой ее кромки, где начинается огромный ледовый океан. Царя, равно как и Россию, признали, тем более что поначалу русские себя больше никак не проявляли – все просили мехов и золота, а взамен отдавали совершенно бесценное и ставшее незаменимым даже у бывалых охотников изобретение – огнестрельное оружие. И так охотиться в тайге при таком-то изобилии зверья было проще простого, а теперь и вовсе одно удовольствие. Стрелять эвенки научились так ловко, что русские завидовали их охотничьим успехам и сноровке. В общем, подружились.
Двадцатый век – переломное столетие в жизни всех северных народов, навсегда изменившее размеренный ход их истории. С одной стороны, пришло много разного знания, совсем по-другому стал видеться мир. Появилась возможность увидеть совсем иную жизнь – шумную, городскую, наполненную весельем и развлечениями. Верхний мир оказался заселен не только богами и птицами: железные машины бороздили северное небо день ото дня все чаще, и вскоре даже пугливые олени перестали тревожно задирать морды, услышав стрекот большой железной стрекозы. Нижний мир оказался и вовсе заполнен не только душами умерших предков, а богатствами, подобных которым нет ни у кого на всем белом свете. Оказалось, что и желтые камни – золото, и черные – уголь, и вонючее черное месиво – нефть, - за все эти ненужные досоветскому эвенку вещи можно получить все блага мира. Нужно их только достать, не тревожась за сохранность Нижнего мира – земли много, предки подвинутся.
Срединный же мир – мир людей – оказался настолько разнообразен и непохож на прежний, что удивляться эвенки устали. Все равно одновременно осознать существование телевизора, радио и нарт, которые ездят без оленей, не под силу нормальному человеку. Проще было внутренне согласиться с тем, что чудеса бывают, и принять этот новый мир таким, каким он показал себя коренным северянам – со всей его суетой, техническим прогрессом и достижениями медицины и науки.
И все же красота родного края – вот та неизменная, вечная ценность, которой по сей день эвенки владеют безгранично. Несмотря на то, что туристические маршруты по эвенкийским просторам год от года манят все больше людей, гостей сюда приезжает пока немного. Причина одна – нет туристической инфраструктуры, грамотного менеджмента, проверенных и отработанных туров. Но эти заповедные места непременно станут популярными у будущих поколений путешественников со всего мира.