Сегодня - наш предпоследний обзор сборника повестей "Чужак" авторства Макса Фрая. Признаюсь честно, поиски позитива в конкретной книге меня изрядно утомили, и пока я ее перечитывала и расспрашивала поклонников и не-поклонников, сама невольно стала сторонницей теории эскапизма.
То есть теории, что популярность Макса Фрая кроется не в тексте как таковом - а во времени и стране. Что это были девяностые, что людям очень многим жилось действительно тяжело, и внезапно появилось доселе почти невиданное на наших просторах чудо под названием городское фэнтези, где самый обычный и далеко не самый удачный человек ("Такой же, как я!" - поддакивает читатель) внезапно оказывался в месте, где все у него шло хорошо. Его там сразу приняли, он стал популярен, враги его боятся, сильные мира того им восхищаются, работа в руках спорится, а главное кушать можно много, жилье обязательно с одиннадцатью бассейнами и в перспективе намечается что-то похожее на бессмертие. Чем не утопия? Она самая.
Если у вас есть другие идеи или вы совершенно не согласны, пишите в личку - буду рада услышать альтернативные мнения.
Но мы отвлеклись, и дело я все равно закончу. Разбирать все повести не имеет смысла, поэтом остановлюсь двух подробнее - и завершим. Сегодня под раздачу попадает "Чужак" - вне сомнения, центральная повесть цикла, собственно, поэтому и вся книга стала называться в ее честь.
В этой повести герой впервые совершает убийство.
Да-да, вы не ослышались. Вообще именно здесь нам впервые рассказывают в деталях, как именно сэр Макс попал в Ехо. То есть интрига, которая не сильно раздражала, но держалась где-то на грани сознания, наконец-то получает разрешение - мы узнаем все в подробностях. Для сборника повестей или даже рассказов это отличный прием - особенно если они собраны под одной обложкой, но даже без этого - вполне. Когда вы показываете жизнь героя маленькими эпизодиками, будет намного интереснее не раскрывать всю поднаготную в первом отрывке, лучше дать движуху и показать мир - и при этом исподволь цеплять читателя крючочками. "А как оно случилось я как-нибудь расскажу…", "Ну это давно было, об этом речь в другой раз.." и так далее. Разумеется, к тому моменту, как нам дают разгадку одной интриги, уже прочно укрепилась другая - в данном случае это любовная линия Макса и Меламори, которая тоже получит своеобразное завершение (хотя ничего подобного) в повести "Жертвы обстоятельств".
Но вернемся к убийству. К началу "Чужака" герой уже неплохо "прокачался" - теперь у него его способность убивать плевками, но до сего момента он верил в это с трудом, воспользовался один раз по приколу и сам сильно удивился, когда получилось (да и жертва, надо сказать, того заслуживала). А вот в конце "Чужака" герой встречает по сути своего двойника - впервые за всю книгу он сталкивается не просто с опасностью (с ней уже сталкивался), а с отражением себя, с тем, чем он мог бы стать.
И это отражение ему предлагается убить, потому что иначе у него будет шанс покинуть Ехо. А за дверью будет ждать Смерть.
Но читатель - и сэр Макс - конечно же, покидать Ехо не хочет. И со Смертью встречаться тоже. Да и двойник умирает. Да и вообще… делов-то.
Удивительное дело - такое нагнетание (а в "Чужаке" оно действительно есть) заканчивается по сути инициацией героя - и читателя. Вот тут-то мы оказываемся с ним повязаны, словно сами держали нож, который Макс всадил несчастному в солнечное сплетение.
"…нож вошел как масло".
Думаю, на этом моменте уже никто не мог сказать, что герой не соответствует своей должности и роли. А те, кто с самого начала не сомневались, вздохнули с облегчением - ну теперь мы отсюда ни ногой. Теперь заживем!
Прокачка сразу до тысячного уровня - и все одним движением.
Ставлю большую пятерку автору за умение создать центральную сцену такой, что мимо нее невозможно пройти при всем желании. Да, дойти не всегда получится - но если вы дочитали до середины, то выбраться из Лабиринтов Ехо будет намного, намного сложнее.
В следующем, финальном выпуске - наконец-то о сюжете. Спасибо за внимание)