Несколько лет назад были введены правила продажи табачных изделий с размещением предупредительных надписей на пачках. Казалось бы, такие меры несут благую цель заставить курильщиков избавиться от вредной привычки. Что тут может быть не так?
С точки зрения психологии, такие надписи напоминают аффирмации — убеждающие краткие высказывания, которые при многократном повторении закрепляют в подсознании человека установку на изменения в жизни. Считается, что аффирмации должны быть положительными, ведь они используются человеком осознанно с целью улучшить свою жизнь. Убедительные устрашающие надписи на пачках сигарет можно назвать негативными аффирмациями. Результат соответствующий.
Курильщик и сам знает, что курение вредно, но не хочет или не может избавиться от этой привычки. Каждый раз, беря пачку сигарет, его подсознание через надписи получает команду о заболевании
Сама по себе идея хорошая, но недоработанная. Может такая надпись заставить человека бросить курить? Вряд ли. В ней совершенно нет мотивации. Подсознательно надписи «Новообразование», «Страдания» несут страх, а они, как известно, воплощаются в материальном мире быстрее. Курильщику эти надписи не нравятся. Для того чтобы пачка не вызывала в нем негативные чувства, он просто не смотрит на то, что на ней написано. Тогда какой в ней смысл?
Человеку нужна мотивация. Почему ему нужно бросить курить? Что это ему даст? Покажите человеку выгоду, и он сделает ради нее все. Почему бы вместо пугающих слов не размещать противоположное «Отложи пачку, и твое дыхание восстановится». Или: «Не тянет к женщинам? Бросай курить!». И картинка легких «До» и «После». Или так: на одном фото стареющий скрученный в боли мужчина, на втором — абсолютно здоровый с красивой девушкой.
Помимо мотивации, человеку помогает сравнение. Почему женщины, добившиеся успеха в похудении, вешают для мотивации не толстых людей, а моделей? Почему они пишут на холодильнике не «Я жирная», а «Я стройная»?. Как раз по причине того, что одни картинки несут в себе негатив, а другие — мотивацию.
Нужно показать человеку личную проблему в курении. В психологии это называется как найти проблему и дать решение. Наверняка заядлые курильщики узнают указанные проблемы. У тех, кто только начал, возникнет вопрос о том, что, если он будет продолжать, у него снизится потенция или неприятный запах помешает отношениям. А вот если не будет, то все наладится.
Мотивирующих к бросанию сигареты надписей можно придумать много. Но они действительно должны мотивировать, а не пугать и настраивать мозг на подсознательное внушение болезней.
Автор Лала А.