I
Один известный политтехнолог из России взял с собой молодого ученика, студента столичного вуза Ивана, и отправился в Армению. Обмениваться, так сказать, опытом. Здесь делали революцию – быстро и дешево. К примеру, стакан тутовки в пересчете с армянских драмм стоил меньше 50 рублей. К тому же гостеприимные армяне часто наливали бесплатно – угощали в честь давней дружбы народов.
Планы русских специалистов поражали амбициозностью: в первый день отдохнуть в проверенном ресторанчике, а во второй - сходить на центральную площадь. Там соберутся недовольные местным режимом активисты. Говорят, даже пошумят в микрофон, прокричат политические лозунги. На своем, джигитском…
«Послушаем, сделаем пару красочных фотографий в блог, наснимаем видео. Для амплуа знатоков революций самое то», - напутствовал ученика политтехнолог.
И все бы хорошо, но в первый же день гостям, мчащим на такси из аэропорта в Ереван, преградила дорогу отара овец. О революции они не слышали, но свои права изучили в совершенстве. В полной уверенности, что им ничего не грозит, белые комки шерсти на ножках пересекали двойные сплошные и подрезали плетущиеся на минимальной скорости автомобили.
Рядом шел ленивый погонщик с прутом, и зевали две грозные на вид собаки. Они давно поняли: управлять овцами - дело неблагодарное. Легче собрать в коробку рассыпанный бисер, чем построить стадо «свиньей». Да что там лукавить, со свиньями вообще легче. Те противно хрюкают и хуже пахнут, но свой дорожный маневр знают в совершенстве.
Автолюбители всех стран и национальностей истерично задействовали клаксоны и без перерыва склоняли овец на все падежи и числа. Но что толку? Овечья пробка рассосалась только через 20 минут. Водитель такси перекрестился, молодой студент протер запотевшие очки, и только матерый политтехнолог что-то торопливо записывал в блокнот.
II
На следующий день революция закрутилась как бараний рог. В законный майский выходной армяне не отправились жарить шашлык и не открыли коньяк из семейного погреба. Почти в полном составе жители Еревана вышли на улицы, перекрыли основные магистрали и подъезды к городу, включая дорогу до аэропорта. Самые отчаянные сели на рельсы метрополитена.
Гости из России с трудом переварили эту информацию. Мясо ягненка двигалось в пищевод, покачиваясь на волнах чачи.
«Как можно предпочесть такой вкусной трапезе бунты? Зажрались местные», - с грустью подумал политтехнолог.
Акция протеста, начавшаяся в восемь утра, очевидно, затянулась. В полдень гости из России, уже изрядно повеселев, созрели для вопросов – как виноград на горных склонах. И узнали от протестующих много интересного:
а) Народ протестует против самовольного перехода президента в должность премьер-министра, хотя ранее тот обещал уйти. Все хотят его добровольной отставки;
б) Народ требует поддержать на выборах премьера своего кандидата – оппозиционера, пользующегося доверием и пока ничего у людей не укравшего;
в) Самая лучшая чача находится через два квартала от площади Республики, но лучше идти за ней вечером, потому что дядя Мухуч сейчас стоит на дороге у аэропорта и задумчиво грызет траву.
Вечером протестующие пообещали все дороги открыть. Если, конечно, правительство примет их условия.
III
Ближе к ночи на центральной площади города собрались люди-флаги. Практически каждый житель Еревана был обернут в национальный триколор. Проезжающие мимо водители выдавали гудковые трели, прикидывающиеся сонатами Бетховена. Пару часов назад власть пошла бунтующим навстречу. Кандидат от народа примет участие на выборах премьера. Лейтесь, песня и коньяк.
На сцене долго выступал очень энергичный гражданин. По косвенным признакам политтехнолог сразу понял, что это дядя Мухуч. На нем был надет спортивный костюм с надписью Armenia Muhuch. В пламенной речи гость из России ничего не понял, но при студенте «рисовался» и время от времени в знак согласия кивал головой. Ученик искренне завидовал – из всех звуков он смог уловить только фамилию оппозиционера.
… Уже в полночь гости Еревана с трудом открыли гостиничную дверь скользким ключом. Перед сном решили символично пригубить подаренный дядей Мухучем напиток. И обсудить творившуюся на их глазах историю.
«Спокойно все как-то вышло, без жертв. Ощущение, что в стране протестующих большинство. Как это возможно? Даже полиция была против режима. На месте депутатов я бы тоже пошел на выполнение всех требований. А на месте премьера бежал из страны», - съязвил специалист.
«А ведь такие революции можно, прости господи, сделать и в России, - все больше распалялся политтехнолог. – Люди-то везде одинаковые. Подумаешь, у нас государство больше. И недовольных, значит, больше».
«Хочется просто перекинуть армянскую схему революции на нашу действительность. Одно только меня терзает, Иван-джан. Где взять столько овец? Пойдут ли они нам навстречу?».
Ученик податливо кидал тяжелой головой. За окном надрывно голосил самый ранний петух.
07.05.2018 F