В первые же дни войны РККА практически лишилась авиации, причем многие самолеты даже не успели взлететь - враг проутюжил аэродромы где крылом к крылу стояли новенькие самолеты. Это и был тот самый блицкриг - одним ударом лишить противника сил воздушного доминирования. К сожалению тогда советское командование еще не поняла что лишилась стратегического вида войск, немцы же наоборот поднаторели в ведении новой прогрессивной войны и точно знали какова стоимость авиации в "войне моторов".
Ведь Красная Армия превосходила немцев в количестве живой силы, а немецкие танки не шли ни в какое сравнение с советскими КВ. В лобовом бою тяжелый КВ не получая никакого вреда мог спокойно расстреливать немецкие танки, но в воздухе безраздельно царствовали немецкие асы и поэтому для них наши танки и пехота представляли лишь удобную мишень.
Из тех немногих самолетов что были в наших войсках большинство истребителей представляли ишачки - истребители И-16. Эти истребители неплохо зарекомендовали себя еще в 30-е годы, однако уже во время Гражданской войны в Испании эти самолеты уступали новеньким немецким Мессершмидтам. Храбрые советские пилоты ввязывались в бои против немецких асов и практически в 70 случаях из 100 проигрывали воздушные бои. Сказывалось множество факторов:
1. Устаревшая техника
2. Отсутствие тактики ведения боя
3. Малый налет часов.
Последний фактор был пожалуй самым важным, ведь наши летчики практически не имели практики, а опытных летчиков было не так много и они попросту сгорели за тяжелое лето 1941 года. А позже наших летчиков набирали совсем из мальчишек и учили по большому счету взлету и посадке.
Тем не менее, несмотря на многочисленные трудности, советские авиаторы показали себя сильными противниками. Это вынуждены были признать и летчики немецких элитных соединений, например «Grunhertz». 22 июля командир этой истребительной эскадры Ханнес Траутлофт подписал приказ, вызванный высокими потерями в подразделении (за месяц боев 37 летчиков эскадры из 112-ти погибли или пропали без вести). В нём, в частности, говорилось: «Нельзя приветствовать увлечение некоторых наших товарищей маневренными боями с „крысами” и „иванами”. Рыцарские поединки не для Востока, мы должны просто побеждать». Крысами - "Rata" немцы называли И-16, а иваном обзывали МиГ-3. Действительно, немецкие асы, пытаясь уничтожить все самолеты противника, часто ввязывались в «воздушную свалку» на виражах, что приводило к повышенным потерям. Летчик "Зеленых сердец" Хуберт Мюттерих по этому поводу произнес фразу, ставшую крылатой: «Не загоняйте „крысу” в угол, ведь в этом случае ей останется только одно — вцепиться вам в глотку!»
Один из ветеранов Ворожейкин А.В. вспоминал как он воевал на И-16 против Мессеров еще в 1942. Была поставлена задача прикрывать штурмовики ИЛ-2, прикрывать было поручено ишачкам. ИЛы долбят цели внизу накрывая немцев плотным огнем, а ишачкам нужно сторожить, к тому же скоро подоспели 8 немецких машин, которые сначала бросились на штурмовики намереваясь быстро с ними расправится. Но И-16 прекрасно организовали оборону кружась над одном месте, по сути круговая оборона это то что действительно ставило советский деревянный моноплан на порядок выше по боевым качествам. Мессеры не решались нападать, прекрасно зная, что в маневре ишачок раздавит немецкую машину. Ветеран вспоминает: Длинные, тонкие, как бы лоснящиеся фюзеляжи, отливающие желтизной в лучах солнца животы и маленькие, короткие носы — все это напоминало мне гадюк. Когда наконец штурмовики израсходовали свой боезапас они двинулись домой, пришлось сниматься с обороны и ишачкам, этим и пытались воспользоваться немецкие гадюки. Их желанием было отрезать замыкающий самолет и сбить его, замыкающим был как раз самолет Ворожейкина, а ему деваться было некуда и пришлось разворачивать машину прямо на противника, прекрасно понимая что остальные истребители не бросят ИЛы и скорее всего ему придется тут погибать одному. И все же преимущество И-16 именно в маневре, крутясь и петляя Ворожейкин сумел вернутся к своей группе, где его уже стали прикрывать и остальные ишачки. Так немецкие гадюки сопровождали наши самолеты до самых аэродромов пытаясь всячески отбить замыкающего, но ничего не вышло.
"На маршруте „Мессершмитты” долго клевали нас сзади, но ничего сделать не смогли. Небольшими отворотами, применяя своеобразные воздушные ножницы, знакомые еще по Халхин-Голу, мы отбили все атаки. Оказывается, при умении можно удачно вести оборонительные воздушные бои и на наших стареньких И-16 против таких современных „метеоров”, как Ме-109" - заключил ветеран. Впереди будет много самолетов, будут и стремительные Яки, смертоносные ЛаГи но войну начинал именно маленький деревянный самолетик, смешной ишачок...