Как бы ни старались родители, две трети современных детей дружить с книгой не хотят. "Скучно, неинтересно, долго, сложно, устарело..." - это лишь несколько эпитетов, коими награждают великие творения. Кто виноват? Прогресс! Современные дети - первые представители уникального "цифрового" поколения, демонстрирующего совсем другой тип мышления и восприятия.
1. Главный плюс "новых детей" (и он же минус) - "скоростное" получение и обработка информации. Именно этому их научили современные игрушки, мультики, фильмы. Например, какие-то двадцать лет назад наши игры состояли из выдуманных нами же сюжетов и созданных из конструкторов и подручных материалов героев. Знаменитые "Лего" представляли собой набор брусочков - твори, что хочешь. Большинство современных игрушек - готовый и быстрый алгоритм действий. Аналогичные изменения претерпели мультики и кино: вместо повода подумать предлагается вполне предсказуемое развитие. Книга для современных детей - нечто слишком медленное.
2. Вторая особенность этого поколения - задержка восприятия письменной и устной информации. Приоритет - зрительно, тактильно (посмотреть картинки, потрогать, испытать). Раньше данный тип восприятия был характерен лишь для детей младшего возраста, но с развитием компьютерных технологий наглядный материал явно доминирует над текстовым (компьютерные игры и обучающие программы, современные варианты учебников, изобилие комиксов). Переломный момент в восприятии происходит лишь к старшей школе.
Однако совсем опускать руки и исключать чтение не стоит - ведь иначе чадо так и не перейдет на новый этап. Просто делать это нужно ненавязчиво (не час "с палкой", а 10 -15 минут, главу или две) и вдумчиво выбирать материал. Пусть это будут интересные ребенку темы, комиксы, книжечки "детского" формата, журналы, биографические материалы на любимую тему. Лучше меньше, но обязательно регулярно.
Безусловно, назрело неизбежное изменение всей системы образования. Однако пока "гигантская машина" не поставлена на новые рельсы, стоит бережно обращаться с"новыми паровозиками" - нашими "цифровыми" детками.