Историю музыки просто невозможно представить без знаменитой ливерпульской четвёрки. Их песни – это отдельный мир, со знакомства с которым для многих начинается погружение в глубокие воды рок-музыки. Начав свой путь с образа классической гитарной рок-н-ролльной группы, раз за разом The Beatles открывали как для себя, так и для бесчисленного количества фанатов всё новые и новые горизонты. Каждый из альбомов в дискографии «битлов» был уникален, и последним из них стал «Let It Be».
Ни для кого не секрет, что к концу 60-х атмосфера внутри коллектива накалилась настолько, что больше напоминала попытки слона пройти по минному полю, нежели дружеские посиделки в пабе. Причин этому было множество: смерть бессменного менеджера группы Брайана Эпстайна в 1967-м, отказ от каких-либо живых выступлений в конце 1968-го, а также, конечно же, постоянное присутствие Йоко Оно, которую фанаты до сих пор обвиняют во всех смертных грехах.
Медленно, но верно творческий пыл The Beatles как группы постепенно угасал. Чтобы попытаться вновь его разжечь, в 1969-м Пол Маккартни задумал проект под кодовым названием «Get Back», переросший впоследствии в последний студийный альбом ливерпульской четвёрки «Let It Be». Вся суть идеи сводилась к тому, чтобы отрепетировать и записать песни без каких-либо студийных обработок и наложений. Это должно было помочь музыкантам вернуться к своим корням и вновь ощутить ту самую непринуждённую творческую атмосферу ранних лет. И, по мнению Маккартни, дабы сохранить надежду на будущее группы, приступать к репетициям стоило немедленно. Даже несмотря на то, что музыканты только-только завершили запись своей легендарной пластинки «Abbey Road».
Помимо прочего Пол планировал снять всё это на плёнку и сделать фильм. В одном из интервью Маккартни детально описывал то, как он это представлял: «Идея заключалась в том, чтобы вы увидели, как The Beatles репетируют, импровизируют, сливаются воедино, а затем, наконец, где-то дают большой концерт. Мы хотели показать весь процесс. Я помню свою идею для финальной сцены – длинный кадр того, как мы идём, надпись «forever and ever», а затем мы даём концерт».
Репетиция и запись должны были стартовать в студии Twickenham 2 января 1969-го. Несмотря на безмерный оптимизм Пола, остальные члены The Beatles не были столь воодушевлены этой идеей.
Позднее Джон Леннон вспоминал – «Всё это выглядело словно Саймон и Гарфанкел постоянно ищут совершенства. И он (Пол) думал, что мы будем репетировать, а затем запишем альбом. И, конечно же, мы были ленивыми раздолбаями, чёрт возьми, мы выросли, мы не будем сидеть кружком и репетировать. Уж я точно нет. И мы не смогли так сделать. Мы отрепетировали несколько треков, но никто в них вообще не вникал. Находясь в студии Twickenham, к тому же постоянно под прицелом камер, я чувствовал себя ужасно, отвратительно. Я просто хотел, чтобы они все ушли. Мы были здесь в 8 утра. Вы не можете создавать музыку в 8, 10 или ещё во сколько бы то ни было утром, в странном месте с людьми, снимающими вас на камеры, и разноцветными огнями».
Сама запись и сведение альбома сопровождались бесконечными стычками между битлами. Масло в огонь подливал тот факт, что виденье аранжировок продюсером Филом Спектром и Джоном Ленноном во многом расходилось с мнением Маккартни, который был, мягко говоря, не в восторге от приёмов Спектра. Пол никак не хотел отступать от концепции «живого звучания» без каких-либо наложений и дополнительных эффектов, чего нельзя было сказать о Джоне, всячески защищавшем продюсера.
Пожалуй, апофеозом столкновения двух мнений стало сражение за песню «Let It Be», в которой Маккартни отчаянно хотел выйти победителем. В результате столь ожесточённого противостояния получилось аж 4 версии одной композиции. Вспоминая процесс записи альбома, Леннон говорил – «Мы прошли через ад. Попытки создать что-либо были мучениями. Мы адски страдали, каждый раз делая что-либо. Было только напряжение. Напряжение, словно каждый раз загорался красный свет. Мы так его и не закончили. Мы действительно не хотели этого делать. Пол заставлял нас делать это».
В марте 1970-го Фил Спектор был привлечен бизнес-менеджером группы Алленом Клейном, чтобы окончательно смикшировать альбом. Спектор перемиксовал все песни, а также добавил к нескольким из них оркестровые партии, тем самым создав окончательный вариант последней пластинки The Beatles «Let It Be».
8 Мая 1970 года, спустя месяц после распада легендарной группы, состоялся официальный релиз последнего студийного альбома The Beatles, а также одноимённого фильма. После выхода пластинка моментально взлетела на верхние строчки чартов по обе стороны Атлантики. Однако реакция музыкальных критиков была более чем сдержанной. Журналист Алан Смит в своей рецензии для NME писал – «Если новая работа The Beatles станет их последней, то она окажется дешевой эпитафией, картонным надгробием, грустным и оборванным финалом музыкального фьюжна, что стёр, а затем заново обрисовал лицо поп-музыки». Но это никак не помешало альбому обрести культовый статус.
Несмотря на все муки и страдания, через которые пришлось пройти музыкантам, даже в такой ситуации им удалось создать пластинку, которая полюбилась миллионам людей по всему миру. «Let It Be» – это не просто последний альбом в дискографии группы, но и конец целой эпохи, эпохи The Beatles.