В ходе войны с Японией в 1904 году корабельный состав Балтийского флота катастрофически уменьшился в связи с гибелью эскадры адмирала Рожественского, посланного с Балтики на помощь Тихоокеанской эскадре.
Была принята судостроительная программа, предполагавшая строительство 4-х линейных кораблей-дредноутов, количественно и качественно восполнявшая потери флота.
Технические характеристики
Требования к новому кораблю были сформулированы в техническом задании: водоизмещение 19-20 тысяч тонн, скорость более 20 узлов, восемь 305-мм и двадцать 120-мм орудий, броневая защита корпуса.
Летом 1909 года линкор «Севастополь» торжественно заложили на верфи Балтийского завода — по паре боевых рубок и труб, две пары орудийных башен, длина более 181 метра, ширина около 27 метров.
Надводное бронирование состояло из 225-мм броневых плит, идущих вдоль ватерлинии и прикрывающих пороховые погреба и машинное отделение. Стены боевых рубок имели броню в 250 мм.
Корабль был вооружен дюжиной 305-мм орудий главного калибра и 120-мм противоминными орудиями. Орудия главного калибра располагались в орудийных башнях, имея боезапас до сотни выстрелов на орудие. Противоминные орудия находились в казематах на средней палубе с боезапасом до трехсот выстрелов.
Для управления стрельбой корабль был оснащен новой для того времени системой Гейслера. Новым видом вооружения стали зенитные орудия и торпедные аппараты.
Спуск «Севастополя» на воду состоялся летом 1911 года. Однако еще до середины 1914 года на корабле велись доработки и лишь к концу сентября 1914 года, после очередных ходовых испытаний, состоялась приемка энергетической установки «Севастополя».
Первая мировая
Летом 1915 года корабль впервые принял участие в восстановлении минных заграждений на Балтике. На следующее утро, возвращаясь в базу, «Севастополь» сел на мель, получив трещину в корпусе. Полтора месяца судно было в ремонтном доке.
Весной 1918 года «Севастополь» вместе с кораблями Балтийского флота перешел из базы в Финляндии в Кронштадт.
В годы Гражданской войны
После этого корабль почти не выходил в море и не участвовал в военных операциях. Мощь своей артиллерии линкор «Севастополь» впервые за свою историю показал, к прискорбию, против своих же моряков.
В мае 1919 года артиллерия корабля обстреляла восставший против Советов гарнизон форта «Красная горка». А спустя два года уже участвовавшая в Кронштадтском мятеже команда «Севастополя» обстреливала оставшийся верным правительству этот же форт.
После этих событий линкору дали новое название — «Парижская коммуна». В 1929 году линкор перешел из Кронштадтского порта в Севастопольскую бухту и стал флагманом Черноморского флота. В этом же году линкор совершил длительный поход в Италию.
Великая Отечественная война
Впервые участие в боевых операциях флота линкор «Парижская коммуна» принял в ноябре 1941 года под Севастополем, через 30 лет после схода со стапелей.
До марта 1942 года корабль участвовал в боевых действиях Черноморского флота против немцев, однако был вынужден встать в ремонтный док на базе флота в Поти из-за износа металла. Там он и простоял до окончания войны.
В 1943 году линкору вернули старое название «Севастополь». Всего в войну линкор «Севастополь» участвовал в пятнадцати боевых походах.
В 1954 году «Севастополь» стал учебным судном, а спустя три года его порезали на металлолом.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!