Найти в Дзене

«Психика с ручным приводом»

Победительница всероссийского конкурса социального предпринимательства фонда «Навстречу переменам» Кира Меснянкина уверена, что новое мобильное приложение поможет детям с расстройствами аутистического спектра влиться в социум.

Проект ростовских психологов Киры Меснянкиной и Александры Сарелайнен — мобильное приложение для детей с расстройствами аутистического спектра — вошел в десятку финалистов III Всероссийского конкурса социального предпринимательства фонда «Навстречу переменам», получил грант в размере 1,2 млн руб. и стал участником бизнес-инкубатора. Всего на конкурс было подано 423 заявки от социальных предпринимателей со всей России. На доработку и запуск приложения требуется 2,5 млн руб. Создательницы проекта подали заявку на президентский грант и к лету собираются открыть сбор средств на краудфандинговой платформе.

N: — В чем суть мобильного приложения?

К.М.: — Приложение создано для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) для обучения их навыкам распознавания и выражения эмоций. Такие дети испытывают те же эмоции и переживания, что и все остальные люди, но они не могут взаимодействовать с окружающими, у них нарушен социальный контакт. Ребенок с аутизмом не смотрит на лицо другого человека, а если вдруг посмотрит, то не поймет, что означает, к примеру, улыбка на нем. Слабые возможности адаптации вызывают стресс и физическое напряжение. Приложение позволит наглядно объяснить ребенку, что означает конкретное выражение лица и почему оно появляется. Это станет первой ступенькой к освоению социальных навыков. У таких детей психика с ручным приводом, некоторые процессы надо буквально вручную запускать и надеяться, что дальше они покатятся сами.

Если мы возьмем статистику США, еще три года назад РАС диагностировалось у каждого 68-го ребенка, сейчас есть данные о каждом 45-м. В Ростовской области насчитывается 927 детей с официально установленным диаг¬нозом, но эта цифра далека от реальности. Сейчас можно говорить об эпидемии. Почему это происходит, никому не известно, но очевидно, что этих детей уже нельзя изолировать, это неэффективно и бесчеловечно. Вся мировая практика настроена на то, чтобы встроить ребенка с РАС в социум.

N: — Как именно приложение учит распознавать и выражать эмоции?

К.М.: — Оно состоит из трех разделов, два из них — обучающие, третий — игры. Обучающая часть содержит изображения лиц с разными эмоциями, которые были созданы на основе системы кодирования лицевых движений — Facial Action Coding Sistem — американского ученого Пола Экмана, ставшего прототипом доктора Лайтмана в сериале «Обмани меня».

Первый раздел учит ребенка обращать внимание на значимые части лица и идентифицировать эмоции. Потому что дети с аутизмом смотрят собеседнику не в глаза, а на его щеку или ухо.

Второй раздел обучает выражать эмоции мимикой. Задача ребенка — сымитировать выражение лица по образцу и сфотографировать себя фронтальной камерой. Специально разработанный в рамках проекта алгоритм компьютерного зрения анализирует фотографию. Если что-то неправильно, приложение подсказывает ребенку, что нужно сделать, чтобы выражение получилось.

Дети с аутизмом испытывают сложности с обобщением полученной информации. Так, ребенок может не узнать маму, если она накрасилась. Поэтому в приложение включено несколько игр, которые учат распознавать эмоции на разных лицах.

Мы проводили исследование: одна группа детей работала с приложением, другая со специалистами и карточным вариантом методики. Выяснилось, что в плане распознавания эмоций техника и карточки равнозначны, но в плане их выражения приложение позволило участникам достичь лучших результатов. Через полгода мы опрашивали родителей, и половина из них сказали, что дети применяют полученные навыки, а нескольким из них даже удалось завести друга.

Техника более полезна и эффективна для обучения детей с РАС, поскольку для них очень важны повторяемость и мелкие детали. Взрослый не сможет 20 раз подряд сделать одно и то же выражение лица или сказать что-то с одинаковой интонацией. Подробнее