Покупка билета — это заключение договора между авиакомпанией и пассажиром. Нельзя ставить подпись, не узнав условия договора, но кто читает пункты соглашения, покупая авиабилет на сайте?
Ответственность и обязанности авиакомпании устанавливаются Воздушным Кодексом, Монреальской конвенцией и местными федеральными законами.
Все, что перевозчик добавляет в договор, не должно противоречить этим основным положениям.
Давайте разберемся, какие права и обязанности есть у авиакомпании и чем рискует пассажир, который не читает скучные юридические тексты.
Основные правовые акты:
1. Монреальская конвенция
2. Воздушный кодекс РФ
3. Закон «Об обязательном страховании ответственности перевозчика»
Отмена или задержка рейса
Перевозчик может отменить рейс без компенсации стоимости билетов, если случился форс-мажор. А это практически все причины: неисправность транспорта, нелетная погода и другие, не зависящие от перевозчика, обстоятельства.
Но авиакомпания обязана сделать ожидание рейса комфортным и предоставить:
- 2 звонка или 2 письма по электронной почте при задержке более 2 часов;
- предоставление комнат матери и ребенка пассажирам с детьми до 7 лет;
- бесплатные напитки при ожидании более 2 часов;
- горячее питание при ожидании более 4 часов;
- размещение в гостинице при ожидании более 8 часов днём и более 6 часов ночью;
- трансфер от аэропорта до гостиницы и обратно;
- бесплатное хранение багажа.
Если задержка рейса произошла по вине авиакомпании и это реально доказать, компенсация может достигать 4 694 SDR (366 000 ₽).
Внутри России действие Монреальской Конвенции не распространяется и порог компенсации может быть другим. Суммы устанавливают в соответствии с ФЗ «Об обязательном страховании ответственности перевозчика».
Поврежден или пропал багаж
Иногда авиакомпании объявляют о банкротстве и отменяют рейсы. Вернуть деньги в таком случае сложно, но можно. Мы подробно разбирали, как вернуть деньги за билет в этой статье.
Практически всегда только пассажир несет ответственность за ручную кладь и личные вещи. Другое дело — багаж.
Вы можете заявить о повреждении багажа сразу или в течение 7 дней после перелета. Царапины и вмятины не считаются повреждениями по вине перевозчика. А также вы не получите компенсацию за порчу переполненного чемодана или хрупких предметов, которые не были отмечены наклейкой FRAGILE.
Посмотрите увлекательное видеопутешествие багажа в аэропорту Схипхол в Амстердаме. Сложно пройти этот путь без единой царапины.
Если багаж пропал, можно получить деньги на вещи первой необходимости (зубная щётка, паста, носки и т.п.). Авиакомпания должна найти потерянный багаж за 21 день или выплатить компенсацию.
Разумеется, это не происходит автоматически — нужно подать заявку с чеками и багажными бирками и дождаться её рассмотрения. Если за 45 дней ничего не произошло и никаких писем от авиакомпании нет, пора в суд.
Максимальные суммы компенсаций по Монреальской Конвенции:
1 131 SDR (88 000 ₽) — в случае повреждения или пропажи чемодана;
19 SDR (1 500 ₽) — за 1 кг поврежденного или утраченного багажа.
Найденный чемодан ждет хозяина как минимум 3 месяца. Потом авиакомпания вправе делать с ними, что угодно.
Итальянские перевозчики и немецкая Lufthansa устраивают аукционы потерянных вещей. В России такой практики нет и, вероятно, его уничтожат через несколько лет.
Несчастный случай во время полета
Во-первых, любая авиакомпания должна рассказать пассажирам, где запасные выходы и как вести себя, если что-то пошло не так. Во-вторых, озвучить наименование рейса, пункт назначения, время полета.
Если кому-то стало плохо, экипаж самолета должен оказать первую медицинскую помощь. А если кто-то получил травму при перевозке, возместить вред здоровью.
Конечно, авиакомпания имеет право доказать, что это произошло из-за несоблюдения правил безопасности или грубых нарушений на борту.
Перевозчик может снять такого пассажира с рейса и добавить в реестр дебоширов, угрожающих жизни и здоровью других пассажиров и членов экипажа.
Мы недавно писали, за что можно попасть в черные списки и как с этим жить.
В других ситуациях компенсация на международных рейсах может достигать 113 100 SDR (8,8 млн ₽). Это максимальная выплата в случае гибели пассажира.
В рейсах по России нет предельного порога компенсации и возмещается сумма за тот ущерб, который документально подтвержден и может быть покрыт страховщиком авиакомпании.
Все перечисленные компенсации покрывает страховой полис. Можно застраховать жизнь, здоровье, чемодан, собаку и даже невозвратный билет.
Это проще и надежнее, чем полагаться только на ответственность авиакомпании.
Как работает страховка и примерные расчеты вы найдете в этой статье.
Желаем нашим читателям не встречаться с неприятностями в полёте. Это возможно, когда знаешь и свои, и чужие права.