ЭКСПЕРТИЗА: СЕРИАЛ «ЧАСТИЦА ВСЕЛЕННОЙ»
ИЗ АНАМНЕЗА
Сериал достойно продолжает «космическую одиссею» российский фильмов «Салют-7», «Время первых», составляя своеобразную трилогию. Но если в первых двух картинах речь идет о производственных буднях космонавтов, жены которых выступают лишь в роли фона – то в сериале это полноценные люди, живые и непредсказуемые. А между ними – фигура психолога, отвечающего за безопасность полета. Такая конструкция любовного треугольника вполне оригинальна для мирового кино.
ОБСЛЕДОВАНИЕ
Можно представить обманутого мужа и любовника его жены в арктической экспедиции, при восхождении на Джомолунгму, на подводном корабле… Но космос – это нечто особенное. Тут жизнь зависит от точности сложных действий, выверенных до секунды. И любой стресс, эмоции здесь обострены и мало предсказуемы, могут привести к гибели. Отсюда настойчивые усилия бедного Каманина, переживающего уход жены и ревность к сопернику Яшину, тренировать ощущение времени, отсчитывать эти самые секунды. И в финале он умудряется, благодаря силе воли, профессионализму и ощущению времени спасти жизнь обреченного Яшина.
Сильный сериал, яркие образы. Весь актерский ансамбль заслуживает восхищения, особенно это касается Виктории Исаковой, Сергея Пускепалиса, Алексея Макарова, Анны Михалковой. Несколько искусственны дети космонавтов и их любовь, странноват американский космонавт, но это ворчание придиры.
Самый важный недочет фильма – сценарный. Финал фильма – это спасение Яшина в космосе в конце седьмой серии, здесь достигается величайшее драматическое напряжение. После него восьмая серия выглядит необязательной, пасторальной, эдакой пешей прогулкой после урагана, съедая часть общего катарсиса. Что, если ее заменить титрами с рассказом о судьбах героев? Не стал бы сериал мощнее эмоционально? Или же построить сюжет и композицию таким образом, чтобы зритель знал о «прозрении» жены Каманина и об их будущем восстановлении, и уходе жены Яшина – параллельно с космической драмой в финале?
Меня же лично более всего заинтересовал образ психолога Центра подготовки космонавтов Шутова в нестандартном исполнении Алексея Аграновича. Запойный пьяница, резкий и грубый, но проницательный и умный. Он заподозрил, что с Каманиным не все в порядке, что ему изменила жена. Всеми силами пытается добиться правды, узнать с кем изменила, и добиться отстранения Каманина от полета, видя развитие скрытой депрессии, которая в условиях микрогравитации может иметь самые жесткие последствия. Ему не верят, отстраняют, но он оказывается прав - и впоследствии более всех радуется, напившись, что космонавты приземлились. И он же помог Надежде Каманиной осознать саму себя, пережить свое предательство и подсказал путь сближения с мужем.
Шутов – эдакий доктор Хаус в комбинации с Шерлоком Холмсом. Некоторые его прозрения на грани фокуса, но в целом зритель «видит» его мысли и диагнозы. Не знаю, может ли психолог обнюхивать супружескую постель космонавта, дабы понять степень его близости с женой. Не знаю, возможен ли такой допрос Надежды в ЦУПе, когда сладострастный на вид чиновник спрашивает – меняла ли белье Надежда после встреч в гостинице с любовником, приходя домой… И почему гордая и независимая Надежда, даже учитывая то, что происходит на орбите, отвечает на подобные вопросы… Даже если это художественное преувеличение – то оно лишь оттеняет уникальность драмы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В очередной раз, после «Стиляг», «Оттепели» и «Большого», Валерию Тодоровскому удалось не просто открыть новую тему и новые горизонты кино, но показать нам свет в конце тоннеля, увидеть мужество, сложность, человечность и доброту в нашей жизни. Спасибо ему.
Индекс Эмпатии (осознанного сопереживания, от +5 до -5): +4
Пси-Индекс (охраны психического здоровья, от +5 до -5): +4