Найти тему

Чудотворная икона Богоматери "Всех Скорбящих Радость"

Название иконе «Всех Скорбящих Радость» дала начальная строка одной из богородичных стихир.
Чудотворных икон этого типа множество.

МОСКОВСКАЯ ИКОНА:
Икона «Всех Скорбящих Радость» впервые прославилась как чудотворная
в 1688 году, в Москве, в Преображенской церкви на Ордынке.

Когда и при каких обстоятельствах икона попала в этот храм, точных сведений нет. Скорее всего, это произошло в 1685 году, когда церковь была заново отстроена из камня на пожертвования Евдокии Васильевой Акинфовой. К 1688 году икона была уже настолько ветхой, что после прославления её укрепили вставками кипарисового дерева.
Чудо, прославившее икону, по преданию, заключалось в
исцелении по молитве к иконе родной сестры Патриарха Московского Иоакима Евфимии Петровны Папиной.
Церковная запись Преображенской церкви сообщает: «В Лето 7196 месяца Октовриа в 24-й день… в царствующем граде Москве… Бе некая вдова именем Евфимия, Петрова дщерь, по реклу Папина, Святейшего же кир Иоакима патриарха единоутробная сестра… лежаше она на одре своем еле жива сущи, продолжашебося болезнь ея годичное время, яко видетися уже ей к смерти, но и внутреннимъ являтися из боку ея».
По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Ефимия Папина однажды во время молитвы услышала голос:
— Евфимия, отчего в страдании твоём не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
— Где же найти мне такую Целительницу? — отвечала Евфимия, изумлённая голосом.
И был ответ:
— Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый «Всех скорбящих Радость». Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что действительно в храме Преображения на Ордынке есть икона «Всех скорбящих Радость», попросила принести её к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из «Сказания об иконе», написанного практически сразу после совершения чуда.
Событие получило широкий отклик.
Церковь Преображения на Ордынке стала известной в народе не как Спасо-Преображенская, а как Скорбященская — по приделу, посвящённому чудотворному образу. Согласно одной из версий, в 1711 году икону увезла из Москвы царевна Наталья, оставив вместо неё список. По другим версиям, царевна, напротив, увезла список, оставив оригинал в Москве. При советской власти церковь была закрыта и превращена в фондохранилище Государственной Третьяковской галереи. По одним сведениям, хранившаяся там икона бесследно исчезла. Та икона, которая хранится сейчас на Ордынке, - точный список с первоначальной иконы, созданный, по-видимому, во второй половине XVIII века. По другой версии, это именно та икона, которая находилась там до закрытия храма.
Знаменит храм на Большой Ордынке еще и тем, что здесь ежегодно исполняются «Всенощная» С. В. Рахманинова (в ближайшую ко дню его кончины, 28 марта, субботу) и «Литургия» П. И. Чайковского (день его кончины пришелся на 25 октября по старому стилю — следующий за празднованием чудотворной день). Каждую субботу здесь совершается молебен у чудотворной, в последние годы явившей новый благодатный дар исцеления страждущих от алкоголизма и наркомании.

ПЕТЕРБУРЖСКАЯ ИКОНА
Около 1710—1711 года царевна Наталья Алексеевна (сестра Петра I), переезжая вместе со двором в Санкт-Петербург, вывезла икону «Всех скорбящих Радость» из церкви Преображения на Ордынке. Все справочники по богородичным иконам по этому пункту расходятся во мнениях: некоторые считают, что она увезла список, другие, что список был оставлен в Москве вместо оригинала. Икона, привезённая царевной в Петербург, была украшена окладом и поставлена
в домовой церкви Воскресения Христова при её дворце за Литейным двором на Шпалерной улице. Императрица Екатерина II также почитала икону и в 1768 году во время эпидемии оспы ходила к ней на богомолье перед тем, как сделать прививку от этой болезни себе и наследнику Павлу Петровичу. Церковь была полностью перестроена и получила по находившейся в ней иконе имя Скорбященской церкви. В 1932 году храм был закрыт, и икона исчезла. В петербургском Спасо-Преображенском соборе сейчас находится икона, которая считается образом Натальи Алексеевны, но, как отмечают исследователи, это заблуждение, так как сохранилась старинная литография (1862 г.) с изображением иконы царевны Натальи Алексеевны:

-2

Икона из Спасо-Преображенского собора с этим образом не совпадает. Возможно, это чтимый список в драгоценном окладе, который хранился рядом с иконой царевны в Скорбященской церкви. По-видимому, именно его и перенесли в собор при закрытии церкви.

"ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ" С ГРОШИКАМИ
По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза. Молния с силой ударила в часовню, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке.
От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу. Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы. К первым из них относятся: 6 декабря 1890 года — 14-летнего Николая Грачева, страдавшего припадками. Таким же поразительным образом вскоре (7 февраля 1891 года) исцелилась и Вера Белоногина, 26-летняя жена писаря с суконной фабрики Торнтона. Несчастная потеряла голос из-за горловой чахотки, перед которой были бессильны врачи. Женщине оставалось уповать лишь на молитвы и Божию помощь. Однажды во сне Вера ясно услышала таинственный голос, повелевший идти в часовню. Отслужив молебен святой иконе «Всех скорбящих Радость», она вернулась домой и громко сказала своему мужу: «Я совершенно здорова!». В 1893 году император Александр III молился в часовне и пожертвовал деньги и земельный участок на строительство каменного храма, который был освящён 2 августа 1898 года. В 1930-е годы церковь на набережной Невы была снесена (сохранилась лишь часовня; проспект Обуховской Обороны, 24), и в настоящее время икона находится в церкви Пресвятой Троицы «Кулич и Пасха» (Санкт-Петербург).

-3

Именно это место упоминается в стихотворении А. А. Ахматовой "Петербург в 1913 году"
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Пароходик идёт до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем — мне некогда ждать.
(1961 г.)
«Пароходиком <...> до Скорбящей…» — так обычно добирались сюда богомольцы.

Решневская.
Получена в дар от странствующего монаха благочестивой вдовой Марией Савич, которая, получив от иконы чудесную помощь, построила ей каменный храм в селе Решнёве Кременецкого уезда Волынской губернии. В 1650 году при освящении храма по молитве матери был исцелён от паралича младенец. Икона является копией Иверской, но местными жителями именуется «Всех скорбящих Радость»..
Киевская.
Князь Николай Святоша, первый святой из Рюриковичей, правнук Ярослава Мудрого, согласно преданию, принес в Киево-Печерский монастырь список чудотворной иконы "Всех скорбящих Радость".  Этот образ поставили в больничной церкви, и он прославился многими исцелениями. Сказание говорит о том, что в Больничном монастыре неоднократно видели неизвестную женщину, после посещения, которой кто-то из больных обязательно выздоравливал.  И все же никто из больных не видел, как она приходила, а увидев Ее уже рядом с собой, спрашивал, кто Она, и получал ответ: «Я — скорбящих радость». Самым частым свидетелем чудесных явлений был, конечно, сторож, который, правда, не сразу понял, что за Посетительница приходит в их храм. Однажды сторож увидел на стене над умирающим монахом в отблеске лунного света изображение Богоматери. Больной тоже увидел это видение и выздоровел.
Вологодская.
В вологодской тюремной больнице, принадлежавшая, согласно позднему и недостоверному преданию, святому князю Ивану Андреевичу (в иночестве Игнатию).
Воронежская.
Хранится в Воронеже в Богословской церкви. По преданию, в царствование Петра I один воевода, проезжая по реке Воронеж мимо храма, отказался от предложения адъютанта поклониться иконе, сказав: «У вас всё чудотворно». Поднявшаяся буря, грозившая затопить лодку, вызвала у воеводы раскаяние и желание приложиться к иконе, что и было им исполнено.
Тверская.
Список из тверской кладбищенской церкви, первоначально находившийся в кафедральном соборе города. Первое сообщение об исцелении от него датируют второй половиной XVIII века. Особо икона прославилась исцелениями в холерные 1848 и 1853 годы.
Тобольская.
В Тобольске находился список иконы, созданный на рубеже XVII—XVIII веков (подновлён в 1745 году). Начало почитания иконы неизвестно, но в 1752 году, когда её переносили в новый храм, на ней уже был серебряный золочёный оклад. Икона особо почиталась купцами, которые ежегодно носили её в торговые ряды для молебнов. Икона не сохранилась, по её воспроизведениям XIX века (во многих храмах Тобольска были её чтимые списки) известен её размер 71 × 53 см. Иконография относилась к типу «Умиление и посещение в беде страждущим» (Мизерикордия).
Возможно, её видели царственные страстотерпцы. Известно стихотворение, переписанное рукой одного из членов царской семьи:
Царица неба и земли,
Скорбящих утешенье,
Молитве грешников внемли:
В Тебе — надежда и спасенье.
Погрязли мы во зле страстей,
Блуждаем в тьме порока,
Но… наша Родина… О, к ней
Склони всевидящее око.
Святая Русь — твой светлый дом
Почти что погибает,
К Тебе, Заступница, зовем:
Иной никто о нас не знает.
О, не оставь Своих детей,
Скорбящих Упованье,
Не отврати Своих очей
От наших скорби и страданья.
Харбинская.
Список из Скорбященской церкви Дома милосердия в Харбине (Китай), основанного в 1920-х годах. Икона была даром сотрудницы епископа Нестора (Анисимова), и вскоре священник обнаружил обновление тёмных красок на иконе, приведшее к обновлению образа. Это стало началом почитания иконы среди православных Харбина. В 1950-х годах церковь была закрыта, и вся её утварь и убранство перешли государству. Староста церкви З. Л. Тауц-Зверева смогла получить разрешение вывезти икону в Гонконг, откуда в 1965 году её перевезли в США, где поместили в синодальном соборе Русской православной церкви за границей.

ИКОНОГРАФИЯ
Данный тип иконографии сложился на Руси в XVII в. под западноевропейским влиянием. Наиболее известной является Мадонна Мизерикордиа Эль Греко (1603-1605).
Исследователи отмечают, что иконография «Всех скорбящих Радости» не получила «единой законченной композиционной схемы, существует во множестве вариантов». Помимо изображения Богородицы, традиционно
включает в себя изображения людей, обуреваемых недугами и скорбями, и ангелов, совершающих благодеяния от имени Богоматери. Богоматерь изображается в рост, стоящей в мандорле (сиянии) и в окружении ангелов, (с Младенцем на левой руке, но чаще без него). Вверху в облаках изображён Господь Саваоф или Троица Новозаветная. Дева Мария стоит на полумесяце или на облаках. В руке Богородицы чётки, свиток или хлеб. Существуют извод, где Богоматерь изображается без Младенца со скипетром в правой руке, тогда как левой передаёт «алчущим питание» - хлеб.
Это одна из немногих икон, на которых можно увидеть не только праведников, святых, ангелов, но и людей, страдающих самыми разными недугами - больных, нагих, обиженных, голодных, хромых, с гноящимися ранами - тех, кого редко замечают окружающие, или тех, кем мы сами в разное время своей жизни являемся. Все эти люди толпятся внизу образа, и ангелы указывают им на Божью Матерь.
Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев.

СПИСКИ ИКОНЫ:
1688 г. Створки складня (Сошествие во ад и Богоматерь). Москва, мастерская Оружейной палаты. Мастер Фёдор Зубов. Частное собрание.

-4

Конец XVII - начало XVIII в. (не ранее 1697 г.). Из церкви св. Николая в Толмачах. Государственная Третьяковская галерея, №20855

-5

Начало XVIII в. Палехское письмо. Государственный музей Палехского искусства, №179.

-6


1713 г. Церковно-Археологический кабинет Московской Духовной Академии.

-7

Перв. четв. XVIII в. Москва? Точный список. Центральный музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва

-8

Втор. полов. XVIII в. Палехское письмо. Государственный музей Палехского искусства, №35.

-9

XVIII в. Из местного ряда иконостаса церкви Николая Гостунского Московского Кремля. Музеи Кремля, №2377-соб. Ж336.

-10

Конец XIX - начало XX в. Эмалевый образок (с грошиками). Ростов. Из особняка графов Бобринских в Санкт-Петербурге. Эрмитаж, №ЭРЭ-311

-11

Начало XX в. Палехское письмо, мастер - Сергей Карпычев. Государственный музей Палехского искусства, №613.

-12

У каждого века и у каждого человека свои скорби.
Образ Богоматери "Всех скорбящих Радость" уже в одном своем названии дает надежду на то, что скорби будут преодолены, недуги исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена.
Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо: припадками, расслаблением рук, болезнями горла, туберкулёзом.
В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить, и получают просимое по своим молитвам.

МОЛИТВА:
О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице!
Призри милостивным Твоим оком на нас,
предстоящих пред святою иконою Твоею
и со умилением молящихся Тебе:
воздвигни нас из глубины греховныя,
просвети ум наш, омраченный страстьми,
и уврачуй язвы душ и телес наших.
Не имамы иныя помощи,
не имамы иныя надежды,
разве Тебе, Владычице.
Ты веси вся немощи и согрешения наша,
к Тебе прибегаем и вопием:
не остави нас Твоею небесною помощию,
но предстани нам присно
и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих.
Даруй нам исправление греховныя жизни нашея
и избави нас от скорбей, бед и болезней,
от внезапныя смерти, ада и вечныя муки.
Ты бо, Царице и Владычице,
скорая Помощница
и Заступница
еси всем притекающим к Тебе
и крепкое Прибежище грешников кающихся.
Подаждь убо нам,
Преблагая и Всенепорочная Дево,
христианский конец жития нашего мирен и непостыден
и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися во обителях небесных,
идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу,
Отца и Сына и Святаго Духа,
ныне и присно и во веки веков.
Аминь.