ДОНСКАЯ КАЗАЧЬЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ И ИСТОКИ ПОЛИТИКИ «СОВЕТСКОГО РАСКАЗАЧИВАНИЯ» 1918-1920 гг.: ПРОДОЛЖЕНИЕ ИЗВЕСТНОЙ ДИСКУССИИ - ЧАСТЬ 3(4)
Однако известные современные историки и политологи «казакоманы»:А.В.Венков, В.П.Водолацкий, А.А.Зайцев, А.А.Озеров, В.П.Трут, А.П.Скорик и другие, по-прежнему игнорируют этот комплекс документов, предпочитают уходить от конкретных оценок данных известных документов и историографической полемики вокруг них, исследуя иные аспекты причин социально-экономических и политических конфликтов и политики расказачивания 1918-1920, 1926-37гг. Большинство казачества Дона, Кубани и Терека представляется ими в этот период, только как реально пострадавшее от репрессий Советов и коммунистов «... еврейского или нерусского» происхождения.
Исследованные нами архивные документы отчётливо свидетельствуют о том, что со стороны казачьих властей в 1918 - начале 1919г.г. так же, имели место попытки массовых выселений (своеобразных депортаций) иногородних и отдельных коренных крестьян с семьями. Это реальные факты решениях вынесенных станичными и волостными хуторскими сходами о выселении: х. Власово-Аютинский - 60-и иногородних с семьями; по х. Алексеево- Кундрюченский - 62-х крестьян с семьями; по х. Лиховской - 70-и иногородних; по х. Карновский - 55-и иногородних и т.д. В среднем, по нашим оценкам обязательному выселению подвергалось от 5-10 до 25 семей [8]. Анализ имеющихся документов позволяет так же определить и основные причины послужившие обоснованием для таких жестких репрессивных, мер:
- переход на службу в Красную Гвардию, Армию (или уход сыновей в Красную Гвардию);
- обвинение в сочувствии большевикам, Советской власти и Красной Армии, в антиказачьих настроениях и агитации;
- отказ от мобилизации в Донскую армию и мероприятий по защите Донской области;
- отказ от подсобных служб: перевозки убитых и раненных, уборки урожая в помещичьих и казачьих хозяйствах и др.
Организация выселения семей крестьян и иногородних могла проходить от 1-2-х до 4-х месяцев, по принятой схеме, после рассмотрения и утверждения решений «Особым по крестьянским делам присутствием» и Атаманской канцелярией. Специальный казачий конвой должен был препровождать депортируемых крестьян и иногородних как правило до границы, реже за пределы области к месту бывшей приписки. При этом весьма часто имели место факты, когда окружные и станичные атаманы, зажиточная верхушка казачества наживались за счет конфискации имущества крестьян и иногородних, нарушая правила его передачи в собственность ВВД [9].
В особо сложных и спорных случаях, дела о выселении передавались в полевые суды и тогда выселение крестьян и иногородних могло пройти в течении кратчайшего срока - 2-х недель или в пределах 1-го месяца. Имеются свидетельства, что некоторые сходы многонаселенных станиц, граничащих с крестьянскими волостями еще до принятия Войсковым кругом нового «Земельного закона», проводили собственные ненормативные акты, ограничивающие возможности землепользования для крестьян и иногородних. Противоречия между казаками, крестьянами, иногородними, таким образом, переходили во всё более жёсткое и непримиримое противостояние. Конечно, не все решения о выселении крестьян и иногородних казачьи власти успевали привести в исполнение в полном объёме и своевременно, однако факты свидетельствуют о постоянной практике таких акций в период с июня 1918 и вплоть до осени 1919 г.г.
Как видим, здесь налицо нарастание нового витка жёсткой межсословной вражды, что, конечно же, ожесточило большую часть крестьян, особенно иногородних против «всех казаков», способствовало укреплению массовых антиказачьих настроений в их среде.
Таким образом, отчасти подтверждаются научные наблюдения и выводы сделанные в работах 1960 - начала 1980 гг. советскими исследователями истории «Донской Вандеи»: Л.H. Берзом, К.А. Хмелевским, А.И. Козловым, Я.А. Переховым, а так же зарубежными учёными-советологами П. Киннезом и П. Лонгвортом, Д.Бредли о том что с 1918 по 1921гг гражданская война в казачьих областях стала носить преимущественно межсословный, а не только межклассовый характер. Переплетение этих сложных факторов, связанное так же с конфликтом поколений «отцов и детей» в среде казачества, сказались в итоге на её ожесточённости и продолжительности. И способствовали сохранению недоверия между Советской властью и большей частью казачества даже после окончания, в период 1920-30-х годов [10].
Действительно, не только бесправные иногородние, но и ранее колебавшийся коренной крестьянин-середняк, склонявшийся к социально-политическому диалогу с казачеством, с конца 1918- 1919года в своей массе всё активнее поддерживал политику Советской власти и правящей коммунистической партии. Крестьяне всё охотнее шли служить в Красную армию, и были готовы принимать активное участие в непримиримой борьбе на «...полное уничтожение казачества» и его привилегий. Обиженные и оскорблённые казаками иногородние, с особой яростью мстили им за унижения и надругательства периода 1918 года. Переодевшись в солдатские шинели красноармейцев, входя в состав черезвычайных органов: ревкомов, исполкомов Советов, продотрядов, они не без удовольствия участвовали в террористических антиказачьих акциях и репрессиях, в ответной политике реквизиций и депортаций, особенно на территории округов Верхнего и Среднего Дона, занятых Красной армией на Южном фронте. Этот резкий всплеск очередного противостояния пришелся на первую половину 1919 года и был связан с новым курсом «расказачивания», к которой решило перейти Советское государство и правящая компартия, реализуя общероссийский вариант политики «военного коммунизма», в условиях нарастания «мировой революции». Важно отметить, что именно в этот период антиказачьи настроения правящего Советско-коммунистического режима и массовые настроения большей части донских рабочих, крестьян и иногородних фактически совпали. Эта ситуация послужила отправной точкой трагедии для всего казачества Юга России. Особенно это коснулось казака-середняка, по-прежнему колебавшегося и искавшего свой особый - «третий путь» в революции, отстаивавшего возможность на собственную государственность или автономию, распоряжение политическими и имущественными правами, в первую очередь землёй - основным богатством.
ГРУППА "ИСТОРИЯ КАЗАЧЕСТВА" В ВКОНТАКТЕ
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4