Редакция «Джаз.Ру»
фото, видео: «Джаз.Ру», Евгений Пронин, пресс-служба Международного Дня джаза, Даниил Жердев, Данила Кормушин
Итак, свершилось. С 28 по 30 апреля в Санкт-Петербурге проходило всемирное празднование Международного Дня джаза, потому что в 2018 году именно Санкт-Петербург был выбран ЮНЕСКО — Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры — центральным городом празднования, так называемым Всемирным принимающим городом (Global Host City). Центральное событие празднования, Всемирный гала-концерт, каждый год принимает новый город: в 2017 это была Гавана (Куба), в 2019 будет Сидней (Австралия). На памяти нынешнего поколения это первый раз, когда в Россию пришло джазовое событие такого масштаба — и с большой долей вероятности можно считать, что на долгое время повторения его не предвидится, так как празднование каждый год перемещается из страны в страну. Только Париж, местопребывание центральных органов ЮНЕСКО, пока что принимал праздник дважды — самый первый раз, в 2012, когда там проходила программа официальных мероприятий, а Всемирный гала-концерт состоялся в Нью-Йорке, и в 2015, когда столица Франции приняла всю программу целиком.
Каких уже только версий и вариантов по поводу организации Международного Дня джаза в Петербурге не довелось прочитать. Давайте начнём с «точек над Ё». Праздник объявлен ЮНЕСКО — специализированным учреждением Организации Объединённых Наций, объединяющим 195 государств-членов плюс ряд «ассоциированных членов» и «государств-наблюдателей». Его празднование возглавляют Посол доброй воли ЮНЕСКО пианист Хёрби Хэнкок и действующий председатель ЮНЕСКО: до 2017 — Ирина Бокова, представительница Болгарии; с ноября 2017 — Одри Азуле, представительница Франции. Планирование, продвижение и продюсирование празднования поручено Институту джаза им. Телониуса Монка — некоммерческой организации, базирующейся в Вашингтоне; Хёрби Хэнкок является председателем Института. В 2018 году он и российский саксофонист Игорь Бутман были артистическими со-директорами (говоря по-русски — художественными руководителями) Всемирного гала-концерта на площадке Новой сцены Мариинского театра («Мариинский-2»), а музыкальным руководителем концерта был пианист и аранжировщик Джон Бизли. Фонд поддержки и развития музыкального искусства им. Игоря Бутмана и правительство Санкт-Петербурга в этом году выступали принимающей стороной и соорганизаторами (наряду с Институтом Монка) празднования Дня джаза.
Вот как сущность произошедшего изложена языком сухих официальных сведений, опубликованных официальным сайтом ЮНЕСКО:
30 апреля Генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле приняла участие в главном мероприятии по случаю Международного дня джаза 2018 года в принимающем городе Санкт-Петербурге, Российская Федерация.
В этом году празднование Международного дня джаза проходило в более чем 190 странах мира и завершилось грандиозным концертом в историческом Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Концерт транслировался в прямом эфире по всему миру.
«Джаз — это нечто большее, чем музыка или сугубо эстетические эмоции. Это послание свободы и творчества. Джаз несет в себе ценности достоинства, уважения и надежды. Джаз постоянно перевоплощается воодушевлёнными артистами, такими как присутствующие сегодня. Поэтому джаз — универсальная музыка», — заявила Генеральный директор в своём выступлении в Мариинском театре. «В эти непростые времена роль искусства и творчества, особенно джаза, традиционно объединяющего людей, важнее, чем когда-либо», — добавила г-жа Азуле.
Подчеркнув растущий успех Международного дня джаза во всём мире со дня его провозглашения ЮНЕСКО в 2011 году, Генеральный директор высоко оценила вклад Российской Федерации, города Санкт-Петербурга и знаменитого саксофониста Игоря Бутмана и его Фонда в организацию главного мероприятия этого года. Г-жа Азуле также выразила особую признательность официальному партнёру ЮНЕСКО по проведению Международного дня джаза, Институту им. Телониуса Монка, а также Послу доброй воли ЮНЕСКО и легендарному джазовому музыканту Хёрби Хэнкоку…
Ну а теперь о том, что было — чуть подробнее. Сразу оговоримся, что мы не можем дать исчерпывающей картины: трёхдневная программа состояла из десятков отдельных концертных выступлений, событий образовательной программы — лекций, панельных дискуссий, кинопоказов и мастер-классов, а также джемов, концертов «Клубной ночи» на сценах полудюжины петербургских джаз-клубов, выступлений музыкантов на Московском вокзале, в аэропорту Пулково, в петербургском метро и даже в трамваях, из выставок живописи (например, в фойе Мариинского театра выставлялся как художник известный московский музыкант, продюсер и композитор Алекс Ростоцкий) и джазовой фотографии, экспозиции винила, книг о джазе и т. п.
Основная часть образовательной программы проходила 29 и 30 апреля — первый день в Государственной Санкт-Петербургской филармонии джазовой музыки, второй — в различных залах и аудиториях «Мариинского-2».
Первое, что обращало на себя внимание — это что и «Джаз-филармоник-холл», и даже огромное и просторное новое здание Мариинки оказались слишком тесны для такого обширного мероприятия. Тщательно продуманное расписание трещало по швам из-за того, что люди не успевали покидать залы после одного мероприятия, чтобы дать место тем, кто пришёл на другое: людей было просто невероятно много. Наибольший интерес в первый день, конечно, вызвала панельная дискуссия «Миротворческая роль джаза», в которой, наряду с директором Института им. Монка Томасом Картером участвовали оба артистических со-директора Дня джаза-2018 — Игорь Бутман и Хёрби Хэнкок, посмотреть на которых, в компании с директором «Джаз-филармоник-холла» Давидом Голощёкиным, собралось предельно возможное для этого, в сущности, небольшого зала количество слушателей. Верный себе корреспондент старейшего американского джазового журнала «ДаунБит» Джон Мёрф заметил в онлайн-версии своего издания, что «слово «демократия» ни разу не было произнесено в ходе разнообразных речей о преображающей, объединяющей, миротворческой сущности джаза, равно как слова «сговор» или «Чечня»». От себя можем заметить, что слова «стратегический бомбардировщик», «химическое оружие» или, скажем, «электрическая зубная щётка» тоже ни разу не были произнесены, но от объединяющей и миротворческой сущности джаза при этом нисколько не убыло — чему свидетельством, если вдуматься, сам факт и проведения Международного Дня джаза в России в нынешний непростой исторический момент, и свободного, ничем не ограниченного присутствия на этом мероприятии корреспондентов и DownBeat, и множества других западных изданий.
Полный зал был и на, казалось бы, более специальной по тематике панельной дискуссии, по-русски названной «Джаз и народная музыка» (её модерировал главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков). По-английски название было дано более точно: «Jazz and Roots Music», то есть «Джаз и корневая музыка». Дело в том, что в США термин «фолк-музыка» прочно закреплён за коммерческим жанром, слегка напоминающим российскую «бардовскую песню» — певцы с гитарами, исполняющие песенки в условно народном духе. В дискуссии речь шла именно о столкновении, взаимопроникновении и взаимном влиянии джаза, как вида профессионального музыкального искусства, и различных «корневых» народных музыкальных систем — от классической индийской музыки, за которую в дискуссии отвечал изучавший и обильно использовавший её в своём творчестве американский саксофонист индийского происхождения Рудреш Махантаппа, до русского фольклора, о котором говорила вокалистка московской группы Zventa Sventana Тина Кузнецова(которая занималась и занимается также и джазовым вокалом), и до, с одной стороны, бразильской песни, а с другой — стоящей на массивном основании фольклора русской классической композиторской музыки, от лица которых выступал петербургский пианист и композитор Андрей Кондаков, активно работающий как в джазе и фьюжн, так и на стыке импровизационной музыки и вышеупомянутых музыкальных пластов. Сошлись на том, что сам джаз как родился 100-120 лет назад в плавильном котле множества музыкальных культур, так и продолжает оставаться «точкой плавления» для множества новых и старых стилей и направлений со всего мира, активно впитывая их влияния и кое-что даже ассимилируя как часть собственного, непрерывно развивающегося языка, как бы ни пытались ретрограды и консерваторы загнать джазовый язык в рамки замшелого канона середины прошлого века.
Две другие панельные дискуссии проходили во второй день в различных залах «Мариинского-2». С утра наш главный редактор модерировал панель под названием «Женщины в джазе» — с одной стороны, соответствующим нынешнему западному дискурсу, где на подобных вопросах люди строят политические и научные карьеры, а с другой — в наших условиях в какой-то степени провокационным: неужели настали времена, когда в рамках музыкального праздника можно всерьёз обсуждать тему, сводящуюся к сексистскому «Женщина тоже человек»? Впрочем, панелисты лицом в грязь не ударили и должным образом захватили внимание аудитории. Хотя поющая гитаристка из Мали Фатумата Диавара, строго говоря, и есть политическая активистка, сделавшая карьеру на «женском вопросе», сама по себе её история вполне реальна и заставляет задуматься: не слишком ли многие свободы и возможности в нашем «цивилизованном» обществе мы воспринимаем как сами собой разумеющиеся. Дело в том, что в африканском государстве Мали музыка — дело мужское настолько, что женщинам… запрещено прикасаться к музыкальным инструментам, потому что прикосновение женщины якобы может эти инструменты, наполненные высокой духовностью, попросту осквернить. Поэтому для Фату (так к ней обращаются) важным символическим актом стала покупка электрогитары и обучение игре на ней. Правда, заметим на полях, что гитару она купила уже во Франции, где сейчас живёт и где играющая на гитаре женщина никого особенно не шокирует и не удивляет. А вот Шоун Кэмпбелл — австралийка, живущая в Мьянме (государстве в Юго-Восточной Азии, ранее известном как Бирма) — вообще единственная в стране женщина, имеющая отношение к джазу (она — певица-любитель). Мьянма была последним из 195 государств-членов ЮНЕСКО, где начали отмечать Международный День джаза, и всего в этой бедной и отсталой стране, долгие десятилетия жившей под властью военного режима в почти полной изоляции от так называемого «цивилизованного мира», около 30 джазовых музыкантов, из которых женщина — собственно, Шон — только одна.
Прочь от политического активизма западного образца и наконец-то в сторону понятных и доступных российской аудитории проблем женщины, работающей в джазе, дискуссию повернула певица, композитор и музыкантАлина Ростоцкая, которая просто, спокойно и доступно для всех рассказала о том, как работа джазового музыканта сочетается с материнством в рамках традиционных для России представлений о семье, какими бы противоречивыми они ни были сами по себе.
Наконец, панельная дискуссия «Международный день джаза в разных странах», которую модерировала Мика Шино, директор международных программ Международного Дня джаза Института Монка, собрала вместе организаторов этого праздника из разных стран, каждый из которых рассказал о местных особенностях и опыте организации International Jazz Day в условиях разных культур и обществ.
Естественно, огромный интерес вызвал цикл мастер-классов в рамках образовательной программы. Среди тех, кто щедро делился своим опытом с молодыми (и не только молодыми!) музыкантами со всей России, были пианист Евгений Лебедев, легендарный вокальный квартет Manhattan Transfer, гитарист Ли Ритенаур, трубач Тиль Брённер, пианист Антонио Фарао, басист Бен Уильямс, барабанщик Олег Бутман (он провёл специальный мастер-класс для детей, изучающих джаз), вокалистка Лусиана Суза, проректор по учебной работе Института Монка — Джей Би Дайас (его клиника называлась «Техника разучивания нового музыкального материала» и предусматривала участие студентов Института Монка и петербургского Училища им. Мусоргского), австралийский духовик-мультиинструменталист Джеймс Моррисон и, отдельно от своего квартета — одна из вокалисток Manhattan Transfer Дженис Сигел (правда, остальные трое участников МТ в результате всё равно пришли вместе с ней и активно работали с пришедшими).
В больших открытых фойе «Мариинского-2» большую часть дня 30 апреля шли выступления студенческих и молодёжных джазовых коллективов — своего рода небольшой шоукейс-фестиваль, для выступления в котором были отобраны московские Modern Folk Jazz Collective, трио Даниэля Адиянца и трио Матвея Войнаровского, а также петербургские Electricity Killed the Cat и Tenbitz Collective. Их слушали многочисленные посетители мероприятий образовательной программы и зарубежные специалисты, а кроме того, все пять коллективов получили специальный подарок — оплату записи на профессиональной студии.
ВИДЕО: Modern Folk Jazz Collective в «Мариинском-2»
Дарья Золотивская — вокал, Юлия Сидоренко — ф-но, Роман Плотников — бас, Денис Силантьев — барабаны
А в репетитории театра проходили (кажется, впервые в истории Дня Джаза) мастер-классы по джазовому танцу, которые давали российские преподаватели Алина Сокульская и Марина Правкина. Алина и Марина впоследствии дали и открытые для всех желающих мастер-классы в Лектории — шатре в Александровском саду перед зданием Адмиралтейства, где тоже шла образовательная программа, причём не два, а три дня подряд. Так, наш главный редактор прочитал там две лекции — «Чёрная музыка: корни и ветви» (об истории афроамериканской музыки в целом и роли джаза в этой истории) и «Джаз в России. 95 лет истории», название которой говорит само за себя.
Огромную аудиторию собрала и общедоступная трёхдневная концертная программа на Открытой сцене в том же Александровском саду, где выступило множество московских и петербургских джазовых ансамблей и оркестров, представляющих сегодняшний день российского джазового искусства. Петербургскую сцену для широкой публики представили Санкт-Петербургский джазовый оркестр — новый проект саксофониста Сергея Богданова и пианиста Андрея Зимовца, ещё один оркестр — биг-бэнд Филармонии джазовой музыки, Jazz Philharmonic Orchestra п/у Кирилла Бубякина, квартет молодой певицы Кристины Ковалёвой, пианист Андрей Кондаков с электрическим фьюжн-проектом и вокалисткой Эми Питерс, вокалист Билли Новик с «Петербургским джазовым активом», вокалистка Саша Алмазова и фьюжн-группа Non Cadenza, квартет пианиста Евгения Пономарёва. За столицу выступали квинтет тромбонистаСергея Долженкова, певица Алина Ростоцкая и её ансамбль Jazzmobile, фьюжн-группа Marimba Plus во главе с маримбафонистом Львом Слепнером, ярчайший российский джазовый экспорт последних двух лет — LRK Trio (пианист Евгений Лебедев, басист Антон Ревнюк, барабанщик Игнат Кравцов), секстет вокалистки Виктории Кауновой и альт-саксофониста Ильи Морозова, трио пианиста Дмитрия Илугдина, квартет барабанщика Олега Бутмана и пианистки Натальи Смирновой, а также фьюжн-группа саксофониста Николая Моисеенко. В заключение каждого дня на этой сцене выступали зарубежные гости: австралийская певица Сара Маккензи, трио израильского саксофониста Эли Дигибри и британский соул-джаз-вокалист Тони Момрелл.
ВИДЕО: Eli Degibri Quartet на Открытой сцене, 29 апреля
Что особенно радовало — это публика. Конечно, среди слушателей было множество завсегдатаев петербургских джазовых концертов и фестивалей, привыкших слушать джаз на «Свинге белой ночи», «Петроджазе», «Усадьбе.Джаз» и т. п. — но главным было огромное количество молодёжи, визуально составлявшей до трёх четвертей аудитории. Вот это не может не восхищать. Да, возможно, это не те верные знатоки мэйнстрима, ценители золотого невозвратного прошлого и «свидетели бибопа», на которых привыкли рассчитывать многие петербургские джазмены — но это новая, большая и чрезвычайно важная аудитория, которую захватило притяжение всемирного праздника и которую нужно теперь как-то удержать, привлечь, сделать своей. Задача непростая, учитывая консервативные традиции ядра питерской сцены, но благородная и очень, очень важная. Без новой аудитории ни у какой музыки нет будущего.
Это та программа, с которой День джаза обрушился на петербургскую аудиторию и на те сотни зарегистрировавшихся на сайте праздника заинтересованных слушателей, что съехались в северную столицу со всей страны: мы видели джазовых активистов из Ярославля, Челябинска, Ростова-на-Дону, Краснодара, Иркутска, Магнитогорска, Рязани, Великого Новгорода, Пензы и множества других городов. Но была ещё всемирная аудитория — те миллионы людей, что смотрели «прямую» трансляцию Всемирного гала-концерта 30 апреля.
Мы поставили слово «прямую» в кавычки, потому что трансляция в эфире и интернете началась в 23:00 по московскому времени, чтобы сделать время просмотра приемлемым для публики и в США (это 16:00 по времени Нью-Йорка), и в Европе (22:00). Дополнительная хитрость для американской публики заключалась в том, что трансляция из Петербурга оказалась как бы чуть-чуть не в фокусе для родины джаза: она шла на США в дневное время, а в более комфортные 19:00 по Нью-Йорку на сайте Дня джаза была запущена запись ещё одного концерта с участием Хёрби Хэнкока — «Салют Нью-Орлеану от Международного Дня джаза», который был снят 22 апреля в родном для джаза городе в честь его, Нью-Орлеана, 300-летия. На самом деле Глобальный концерт начался в двухтысячном зале Новой сцены Мариинского театра в 19:00; то, что видели зрители, шло не в прямом эфире, а в записи, из которой были наскоро удалены технические паузы, связанные со сложными перестановками аппаратуры, оборудования и микрофонов на сцене — ведь состав исполнителей, тщательно отобранных артистическими директорами Хёрби Хэнкоком и Игорем Бутманом и игравших по партитурам, подготовленным музыкальным руководителем концерта Джоном Бизли, непрерывно менялся. Ни один номер не был исполнен одним и тем же составом — в каждой пьесе выходили новые солисты, сменялись ритм-секции и целые составы. И, конечно, тот довольно условный звук, который услышали зрители трансляции — это не совсем тот звук, который, видимо, будет в окончательной, смонтированной и сведённой версии концерта, которая пока ещё, увы, не сведена и не смонтирована.
Просим отнестись с пониманием к тому, что мы не предложим читателям подробного критического разбора того, что и как играли участники концерта. И не потому, что мы не можем сделать такой разбор. Мы можем. Но зачем?
Состоялся праздник. Праздник, адресованный всему миру — и достигший своей аудитории посредством новейших технологий. Из Санкт-Петербурга. Из России. В тот самый момент, когда отношения России и окружающего мира оставляют, мягко говоря, желать лучшего. Именно это — самое главное в произошедшем, а не конкретные удачи или неудачи исполнения той или иной пьесы. Это — главный успех Глобального гала-концерта. Впрочем, самые общие сведения о нём мы сейчас изложим.
В Санкт-Петербурге выступили в одном концерте, объединяясь в ансамбли разного состава, джазовые звёзды из 13 стран — всего 31 музыкант плюс участники Московского джазового оркестра, аккомпанировавшие в нескольких пьесах в начале концерта. Прозвучала джазовая классика разных эпох — от «Birdland» Джо Завинула в исполнении Московского джазового оркестра и вокального квартета Manhattan Transfer до эллингтоновской «In A Sentimental Mood», которую спела Дайан Ривз, а впечатляющее соло на скрипке сыграл Давид Голощёкин, от «It Could Happen To You», отлично исполненной Олегом Аккуратовым, до «As Long As You’re Living» с неотразимым вокалом Курта Эллинга и мудрым саксофонным соло Брэнфорда Марсалиса и до «Stella By Starlight», сыгранной наимоднейшим пианистом Робертом Гласпером в формате фортепианного трио с Беном Уильямсом на контрабасе и Терри Лин Каррингтон за ударными, и «My One And Only Love», которую сыграла на рояле и спела Наталья Смирнова, а на тенор-саксофоне солировал Игорь Бутман.
Но звучал и современный джаз, в том числе темы, пришедшие из других видов музыки. «You’ve Got It Bad Girl» Стиви Уондера в первой половине 1970-х ввёл в джазовый репертуар Куинси Джонс. Её инструментальную версию с самим Хёрби Хэнкоком за роялем впечатляюще сыграли три духовика: трубач Джеймс Моррисон и два тенор-саксофониста, Брэнфорд Марсалис и Игорь Бутман. Вовсе не из джаза пришла в репертуар этого вечера и финальная «Imagine» Джона Леннона, которую начала Дайан Ривз, а затем продолжили все участники концерта.
Но звучал джаз и совсем современный: скажем, тема пианиста Данило Переса «Lumen», написанная для его альбома 2015 г., в которой, кроме автора, яростно и бескомпромиссно солировал на альт-саксофоне Рудреш Махантаппа. И это была не единственная пьеса из тех, что вызвали недоуменное поднятие бровей у многих пуристов, ревнителей чистоты джазовой традиции. Мы имеем в виду даже не столько бразильский номер «Eu Vim da Bahia» композитора Жильберту Жиля, который пела Лусиана Суза, а соло на фортепиано и на электрооргане играли, соответственно, Анатолий Кролл и Джон Бизли. Мы, скорее, о двух пьесах бескомпромиссного этно-джаза в самой открытой, «незавуалированной» его форме: «Ohio» в ритме и строе североафриканской музыки «гнауа» с вокалом неистового марокканца Хассана Хакмуна и откровенный афро-поп «Sowa», где пела и смело играла на электрогитаре Фатумата Диавара, а Вадим Эйленкригнашёл её песне адекватное развитие в соло на трубе. Можно предположить, что их включение в программу концерта — результат убеждённости Хёрби Хэнкока в том, что границы джаза если и существуют, то пролегают гораздо дальше, чем привыкли их размещать консерваторы и пуристы. Впрочем, вся идея Международного Дня джаза — именно в раздвигании, пересечении и преодолении всяческих границ, о чём сам Хэнкок прямым текстом заявил в своей приветственной речи.
В общем, сколько можно перечислять участников, когда весь концерт целиком — правда, ещё с сырым, несведённым звуком и начерно смонтированным видео — можно посмотреть и послушать.
ВИДЕО: 2018 International Jazz Day All-Star Global Concert from Saint Petersburg
Конечно, безусловный и несомненный успех празднования Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге не означает, что в его организации не было никаких проблем. Они были, об этом уже много где написано. Впервые опробованная система с аккредитацией участников по предварительным заявкам в интернете оказалась крайне сложной. Петербургский журналист Макс Хаген писал в газете «Коммерсантъ»:
Анкеты на аккредитацию могли бы сгодиться хоть для замены загранпаспорта, а обычным потенциальным посетителям ради билетов-приглашений на гала-концерт приходилось заполнять опросники с «эссе» на темы вроде «Что для меня значит джаз». […] Перемудрили и с дозированной выдачей билетов по упомянутым заявкам: добыть их из интернета при всем наплыве желающих и заполнивших для многих оказалось проблемой…
Действительно, не все подавшие заявки на приглашения, без которых нельзя было попасть на мероприятия образовательной программы и на Гала-концерт, получили ответы и, соответственно, аккредитацию. Интерес к событию оказался чрезвычайным: даже двухтысячный зал «Мариинского-2» оказался неспособен принять всех, кто пытался туда попасть. И дело не в стоимости билетов: они не продавались. Традиционно Всемирные гала-концерты — это мероприятия «только по приглашениям», но в Санкт-Петербурге впервые в истории Дня джаза была опробована новая схема. По ней приглашения на Гала-концерт могли получить не только непосредственно вовлечённые в празднование артисты и немногие «ВИП-гости», как это было в прошлые годы в других городах, но и те, кто заранее зарегистрировался на сайте празднования и был достаточно настойчив, чтобы отследить онлайн появление небольших количеств доступных для зарегистрированных участников приглашений. Естественно, в процессе не обошлось без множества не успевших, опоздавших, не получивших, не зарегистрированных и т. п.. Многие восприняли этот факт с негативными эмоциями, и особенно остро — многие артисты и активисты сплочённого санкт-петербургского джазового сообщества, к которым, как им показалось, организаторы отнеслись недостаточно чутко.
Например, известный петербургский саксофонист Дмитрий Попов изложил в переписке с главным редактором «Джаз.Ру» в соцсетях свою историю. Для её полного понимания необходимо иметь в виду, что все посетители, участники и организаторы Дня джаза (кроме посетителей открытой сцены) должны были постоянно носить нагрудные «бэйджи», которые указывали на принадлежность к разным категориям: ARTIST (артист), STAFF (техперсонал), ORGANIZER (организатор), VOLUNTEER (волонтёр), а также VISITOR (посетитель) и GUEST (гость). Трудно понять, чем конкретно отличаются две последние категории: можно предположить, что первые очень хотели прийти сами, а вторых пригласили. Так или иначе, вот комментарий Попова:
— Я «VISITOR». Когда получал бэйдж, к нему дали приглашение на концерт, а котором было указано — садиться на балконах. Я попросил дать мне другое приглашение, в партер, потому что зрение уже не то. Мне ответили, что места в партере для людей другой категории. Для Guest. Человек, всю жизнь играющий джаз, на джазовом дне в родном городе — «говядина второй категории».
Организационные моменты события вызвали в джазовом сообществе города довольно неоднозначные эмоции. Много мнений удалось выслушать в эти дни… На моей памяти в Ленинграде-Петербурге ещё не было случая, чтобы джазовые люди города, будь то джаз-фэны или музыканты, не могли попасть на крупное джазовое событие. Странная процедура регистрации, людям пожилым малодоступная, непонятная система распределения по неведомому (советскому) принципу…
Мы можем понять обиду петербургских артистов — и посочувствовать. Но важно понять и другое. В Санкт-Петербурге состоялся не просто очередной джазовый фестиваль и тем более не адресное чествование петербургского джазового сообщества. Санкт-Петербург принял всемирное празднование Международного Дня джаза, аудиторией которого был не город, а весь мир. И на Гала-концерт этого празднования вообще впервые в мировой практике смогли попасть не только специально приглашённые лица, но и многие из желающих — джаз-фэнов, музыкантов, специалистов со всего мира, далеко не только из одного Санкт-Петербурга. Мы знаем людей, не являющихся сотрудниками Института Джаза или других международных организаций, но зарегистрировавшихся на сайте, получивших приглашения и прилетевших в Петербург из США и других стран. Мы знаем десятки петербургских джазовых музыкантов, которые зарегистрировались (да, по чрезвычайно усложнённой и непрозрачной процедуре, но зарегистрировались) и пришли на концерт. Бесплатно. Право же, возможность присутствовать на этом, не побоимся громкого слова, историческом событии, равного которому по международному масштабу и резонансу в истории джазового искусства в России пока что не было ничего — дорогого стоит, так что невозможность послушать концерт из партера всем желающим не представляется слишком большой проблемой.
Организаторам удалось решить куда более сложные проблемы. Решить с блеском. Поверьте, количество организационной работы для организации международного события с почти полутысячей участников и двадцатью тысячами посетителей с нуля — потому что в каждом городе День джаза проводится впервые, по самым общим процедурам, разработанным его продюсерами из США, и эти процедуры каждый раз в каждом новом месте приходится приспосабливать к местным условиям — это колоссальный объём. Завершая праздник, Хёрби Хэнкок со сцены не зря поблагодарил не только организации, участвовавшие в этой работе, и даже не только Игоря Бутмана, который придумал и за несколько лет «пробил» как на международном, так и на российском уровне приход Дня Джаза в свой родной город, но и Романа Христюка, исполнительного директора Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге. Роман возглавлял команду примерно из тридцати человек — петербуржцев и москвичей, которые занимались финансами, организацией, логистикой, застройкой, закупками, техническими службами, звуком, светом, площадками, артистами, спикерами, лекторами, координацией волонтёров, аккредитацией прессы, регистрацией участников и, наконец, маркетингом, пиаром и рекламой проекта. Роман, а также Дина Нургалеева, Антон Сергеев, Марат Гарипов, Евгений Поцикайлик, Анна Костенкова и десятки других людей трудились над организацией Международного Дня джаза в Санкт-Петербурге несколько месяцев; от лица джазового сообщества России редакция «Джаз.Ру» считает себя вправе сказать этим людям искреннее «спасибо» — и пожелать, чтобы этот грандиозный проект вошёл в историю джаза в России как важное, огромное, резонансное, но только одно из будущих ещё более масштабных событий!