Правило третей и режимное время – враги фотографии. Ни то, ни другое не улучшает снимки автоматически. Напротив, это такие тиски, в которые фотографы добровольно себя зажимают и лишают дополнительных стерней творческой свободы.
Чтобы вылезти из-под пыльного занавеса, на котором канцелярскими кнопками выложено солнце, достаточно сделать одну вещь: просто взять камеру и идти снимать. Не выглядывая перед этим в окно.
Что ещё за режимное время?
Представим себе такой вот график:
Ось «x» – время дня. Ось «y» – погода. Красная линия показывает насколько благоприятно сочетание этих двух факторов для съёмки.
Я нарисовал эту инфографику, чтобы сказать вот что: это чушь. Единственное благоприятное время для съёмки – когда у вас в руках фотокамера.
Почему все снимают в режимное время?
Есть две причины, по которым фотографии на закате смотрятся веселее:
1. Они контрастные
2. Они цветастые
В самом деле, от фотографа ведь ничего не требуется, чтобы снять броский пейзаж на закате. Всю работу за него делает солнце.
Но есть одна причина, по которой снимать надо не только в тот момент, когда Земля отворачивается от Солнца:
1. Режимные фотографии задолбали
Уличной фотографии это тоже касается. Вечерний солнечный свет задаёт длинные жёсткие тени, с которыми легко работать. Контраст опять же. Силуэты.
Удобно. Но быстро надоедает и провоцирует на штампы.
Иногда вечерний или утренний свет используют и при портретной съёмке. Но несмотря на то, что солнце формирует в целом приятное изображение и задаёт тон, с технической точки зрения оно только мешает. Свидетели недавного рав-баттла могли в этом убедиться.
Так что же, в режимное время не снимать?
Я ничего не имею против закатов и рассветов и, как вы могли убедиться, сам постоянно в это время снимаю. Но я также снимаю и в дождь, и в два часа дня, и в три часа ночи. Не буду утверждать, что все мои лучшие фотографии сняты именно в тоскливом свете, но и обратное неверно.
Любое время становится режимным, когда у тебя в руках фотоаппарат. Ни пейзажной, ни уличной, ни какой либо другой фотографии дневной свет не вредит.
Вопрос лишь в подходе.
Считается, что главный недостаток пейзажных фотографий, снятых в нережимное время, это блёклые цвета. Но лечатся они просто: достаточно увести экспозицию в минус и поднять контрастность. Диафрагму поджали, ISO в пол, и вперёд. Цвет же никуда в облачную погоду не девается, его надо лишь достать.
Обработка дневных фотографий даже проще: гораздо меньше мороки с динамическим диапазоном. Никаких выбитых каналов. А дополнительную засветку всегда можно наложить вручную.
Весь секрет съёмки в нережимное время в том, чтобы просто снимать то, что есть. Ты оказался в полдень в Риме, и мозг запотел от полуденного зноя? Снимай жару. Прилетел в Ригу и внезапно попал под дождь? Снимай дождь. Прилетел в Прагу неудобным рейсом и проспал до заката? Снимай ночь.
Более того, лучшие сюжеты обычно никак ко времени суток не привязаны. Три моих любимых уличных фотографии 2017-го я снял в условиях, максимально далёких от режимных.
Звеняще ясное небо не является обязательным условием и для портретной съёмки. Снимайте ночью – ночью куча разных интересных источников цвета и света. Снимайте в облачную погоду, добьётесь мощного цвета через контраст. Дождь? Фотографии с зонтами всегда отлично заходят.
Итого
В сутках 24 часа, и не только два из них подходят для фотографии. Что пейзажной, что стрита, что портретной. Быть рабом режимного времени = лишать себя гигабайтов отснятого материала, среди которого вполне мог оказаться тот самый кадр.
P.S. Перепосты и расшаривания приветствуются. Просто ставьте ссылку.
«Пока завод не починили» – телеграм-канал о фотографии для тех, кто хочет научиться снимать в интернете. Всё, что я узнаю о фотографии, попадает прямиком туда, подписывайтесь: https://t.me/jejeya_pictures (jejeya_pictures)