1. Больной обязан совершать молитву стоя, наклонившись, оперевшись на стену или на палку (трость), если нуждается в этом.
2. Если он не может совершать молитву стоя, то он может совершать ее сидя, при этом ему лучше скрестить ноги под собой во время поясного и земного поклонов.
3. Если он не может молиться сидя, то ему разрешается совершать молитву лежа на боку, повернувшись в сторону кыбли, при этом лучше ложиться на правый бок. Если он не может повернуться к кыбле, то совершит молитву в том направлении, куда он повернулся, и он не должен будет возмещать эту молитву.
4. Если он не может молиться лежа на боку, то ему разрешается совершать ее лежа на спине при это его ноги должны быть повернуты в сторону кыбли. Также ему лучше немножко приподнять голову, что бы повернуть ее в сторону кыбли. Если он не может повернуть ноги к кыбле, то может молиться в том положении, в каком он расположил свои ноги.
5. Больной обязан совершать в молитве поясные и земные поклоны. Если он не может совершать эти поклоны он должен наклонять свою голову таким образом, чтобы в условном поясном поклоне (голова) была выше чем в условном земном поклоне. Если он может совершать поясной поклон полноценно, то пусть совершит его, а в место земного поклона наклонит голову и наоборот если может совершать земной поклон полноценно, то он обязан совершить его, а во время поясного поклона пусть наклонит голову.
6. Если он не может наклонять голову в молитве, то он может совершать поклоны глазами, закрывая и открывая их. Делать это надо таким образом, чтобы во время поясного поклона он прикрывал их меньше чем во время земного поклона. А что касается того действия которое совершают некоторые больные, делая знаки пальцем (вместо поклонов), то это действие не правильное. Я (Ибн Усаймин) не знаю основы этому действию ни в Коране, ни в сунне и словах ученых.
7. Если он не может совершать молитву наклонами головы или же знаками глаз, то он может молиться сердцем, т. е. , произносит такбир (Аллаху Акбар), читает суру «Фатиха» и с намерением совершает поясные, земные поклоны, вставания и приседания сердцем. В хадисе сказано «Всякое действие по намерению».
8. Больной обязан совершать молитву в свое время и должен совершать все обязательные действия молитвы по мере своих сил. Если он не может совершить полноценно молитву в свое время, то он может объединить полуденную и послеполуденную молитвы (зухр и аср), вечернюю и ночную молитвы (магриб и иша). Он может объединить полуденную и послеполуденную молитвы (зухр и аср) и совершать их во время полуденной молитвы, также вечернюю и ночную молитвы (магриб и иша) и совершать их во время вечерней молитвы, и, наоборот, полуденную в месте с послеполуденной во время послеполуденной, а вечернюю и ночную во время ночной, как ему будет удобно. Утренняя молитва не объединяется с какой-либо другой молитвой.
9. Если больной покинул свой дом и лечится в другой стране или в другом городе (он считается мусафиром — путником), то он может сокращать четырехракатные молитвы, то есть совершать полуденную, послеполуденную и ночную молитвы (зухр, аср и иша) по два раката, до тех пор пока не вернется домой, и не имеет значения долго он отсутствует дома или нет.
См. «Маджму’ аль-фатауа уа ар-расаиль» 15/229-230.
________________________
Источник: https://muntaqa.info/molb
Телеграм-бот: http://telegram.me/muntaqa_info_bot
Твиттер: https://twitter.com/muntaqa_info
Ютуб-канал: https://www.youtube.com/c/muntaqa
Группа "Фикх" вконтакте: https://vk.com/alfiqh