Антон Досыбиев
На последней неделе курса Helppy, который я курирую, студенты делают портфолио. По моим наблюдениям, чаще всего они допускают две ошибки. Чтобы вы их не повторяли, расскажу.
Ошибка первая: нужда
Нуждаться — значит показать потенциальному клиенту, что вы хотите его больше, чем он вас. Опытные бизнесмены подмечают такое и берут исполнителя голыми руками. Если заказчик увидел нужду, не рассчитывайте на высокий гонорар.
В Индии мы с друзьями зарабатывали на продаже одежды и украшений в интернете и каждую неделю ездили за товаром на базар.
Чтобы заработать больше, надо было купить дешевле, поэтому приходилось торговаться за каждую бусинку и штанину. Когда продавец называл цену, я делил её на пять и озвучивал результат. Если продавец отказывался, я делал вид, что собираюсь идти дальше.
Это банальный, но действенный метод поймать продавца на нужде. Как только он бросался за мной вслед, я понимал, что вытрясу любую скидку. Он показал, что нуждается во мне, и я навязывал свою цену.
То же самое происходит в портфолио, когда вся страница кричит: «Пожалуйста-пожалуйста, возьмите меня на работу!» Нужда проявляется в формулировках вроде
«Буду рада работать на благо вашего бизнеса»
«С радостью выполню тестовое задание»
Такие фразы не говорят ни о ваших навыках, ни о талантах. Зато намекают работодателю, что вам сильно-сильно нужна работа.
Что пишете вы
Я всегда открыта к сотрудничеству!
С радостью выполню тестовое задание.
Напишите мне, отвечу в течение 10 минут.
Что видит клиент
У неё нет заказов, возьмётся за любую работу.
Готова работать бесплатно.
Сидит без работы, выполнит заказ за полцены.
Все клиенты хотят сэкономить — это не страшно. Страшно, когда они делают вывод, что вам никто не даёт работу.
Нужда
Я всегда открыта к сотрудничеству! Не стесняйтесь написать мне.
Буду рада сотрудничеству!
Без нужды
21 января освобожусь и буду готова рассмотреть ваше предложение. Напишите мне, чтобы договориться о встрече.
Люблю работать с ИТ-стартапами. Если у вас молодой технологичный проект, напишите мне.
Это не значит, что надо врать и набивать себе цену. Пишите спокойно, честно и с заботой о потенциальном заказчике:
- перечислите проекты, над которыми работали,
- расскажите, чему вы научились на этих проектах,
- перечислите свои сильные стороны,
- перечислите слабые стороны, не приукрашивайте,
- расскажите, над чем и с кем вам нравится работать.
Правило такое: пишите так, будто этот конкретный клиент вам не нужен. Всё, в чём вы нуждаетесь, у вас в единственном экземпляре: семья, дети, родители, друзья, крыша над головой. В этот список не входят сделка, контракт, должность или клиент. Не получили заказ — найдёте другой. Не продали первому покупателю — продадите второму.
Клиентов много, а мама одна
Ошибка вторая: текст не про клиента
Формально, в портфолио вы рассказываете о себе. В реальности — о клиенте и пользе, которую вы принесёте его бизнесу.
Плохие портфолио наполнены только фактами:
- закончила филфак,
- воспитываю троих детей,
- работала в банке,
- 15 лет в браке,
- закончила курс Ольги Шевченко.
Хорошие портфолио объясняют, что эти факты дают заказчику. Текст в хорошем портфолио рассказывает о клиенте.
О вас
Использую эффективные техники тайм-менеджмента.
Десять лет работала в банке.
Закончила художественную школу.
О клиенте
Не срываю дедлайны, вовремя вношу правки и не опаздываю.
Умею дисциплинировать себя и коллег, спокойно работаю в стрессовых ситуациях, потому что десять лет работала в банке.
Закончила художественную школу, поэтому нарисую авторские иллюстрации для вашего блога и соцсетей.
Правило такое: если написали о навыке, опыте или таланте, задайте себе вопрос «И что с того?»
Факт И что с того?
Знаю три языка. Перевожу статьи и верстаю мультиязычные промостраницы.
Люблю писать. Буду страстно вести соцсети и наполнять блог компании
уникальным контентом.
Закончила филфак. Пишу без ошибок, правильно ставлю запятые, соблюдаю
правила типографики.
Воспитываю троих детей. Внимательна к деталям, способна держать в голове несколько
задач.
Формулы, чтобы запомнить:
Факт → И что с того?
Факт → поэтому → Польза
Польза → потому что → Факт