Найти тему
МУЗТОЧКА

Рок-звезды и плагиат: 4 иска музыкантов друг против друга

Все музыканты вдохновляются творчеством других музыкантов. И музыка, которую мы слушаем, является тем кладезем звуков, на который мы опираемся, создавая собственные песни. Однако, иногда границы между вдохновением, подражанием, почтением и откровенным воровством размыты, а сложившаяся в итоге ситуация требует судебного разбирательства.

Криптомнезия, или расстройство памяти, при котором человек не может вспомнить, написал он стихотворение, или запомнил когда-либо прочитанное, является оправданием музыкальному плагиату, и подтверждает, что последний часто может быть непреднамеренным. Мы слышим так много риффов и мелодий, но не всегда вспоминаем, откуда они пришли. Поэтому, в некоторых случаях бывает сложно узнать, является скопированная песня подлым поступком или честной ошибкой.

Даже такие легендарные группы, как Led Zeppelin, не защищены от подобных ситуаций (в прошлом году музыкантов обвинили в плагиате песни «Stairway to Heaven»).

Давайте, рассмотрим другие примечательные примеры музыкального плагиата.

Джо Сатриани против Coldplay

Вряд ли кто-нибудь найдет сходство в музыке Coldplay и Сатриани. Однако, когда последний услышал песню Coldplay «Viva La Vida», то подал иск о нарушении авторских прав, заявив, что музыка содержит «существенные оригинальные фрагменты» его инструментальной композиции «If I Could Fly».

Coldplay отрицали плагиат, утверждая, что это чистое совпадение. Трудно представить себе, что такая группа, как Coldplay, ищет вдохновения у Сатриани. В итоге ситуация была урегулирована вне суда, и Coldplay не пришлось признавать какие-либо нарушения.

Чак Берри против Джона Леннона

Официальный издатель Чака Берри, Моррис Леви из Big Seven Music Corp., был не очень доволен песней The Beatles «Come Together», которая содержит строку: «Here comes ol’ flat top/He come groovin’ up slowly».

Леви утверждал, что эта часть является производной от строки «Here come up flat top/He was movin’ up with me» в песне Берри «You Can’t Catch Me».

После того, как компания подала иск, было достигнуто соглашение, что Леннон запишет 3 песни Big Seven Music Corp. в своем следующем альбоме. Но когда он не сделал этого в сольнике «Walls and Bridges», музыканту снова был предъявлен иск за нарушение контракта, а Big Seven Corp. получила $ 6 795 компенсации.  

Альберт Хаммонд против Radiohead

В свое время сингл «Creep» покорил музыкальные чарты. Люди по всему миру обожали эту яркую и броскую композицию. Однако, было по крайней мере два человека, которые ее не любили.

Альберт Хэммонд и Майк Хейзервуд утверждали, что Radiohead позаимствовали для этого сингла последовательность аккордов из песни «The Air That I Breathe», исполненной их группой The Hollies. В 1972 году музыканты подали в суд и выиграли. В результате, Radiohead  вынуждены были отчислять Хэммонду и Хейзервуду роялти после релиза композиции, а имена авторов песни-оригинала вошли в список авторов «Creep» вместе с именем Тома Йорка.

The Rolling Stones против The Verve

Выход «Bittersweet Symphony» позволил The Verve ощутить вкус ранее неизвестного коммерческого успеха. Песня включает в себя четыре отрывка из оркестровой версии The Rolling Stones «The Last Time», на которые группа получила разрешение на использование.

Аллен Клейн, бывший менеджер The Rolling Stones, обвинил The Verve в том, что вместо лицензионного сэмпла из пяти нот, который они договорились заимствовать, группа использовала большую гармонию. В результате суд обязал музыкантов отдавать абсолютно все доходы от композиции Аллену Клейну, а Мика Джаггера и Кита Ричардса указать соавторами песни.

Мечтая об успехе, многие музыканты видят перед глазами только тысячи фанатов, величайшие хиты и большие гонорары. Но мало кто задумывается, что из-за таких вот судебных процессов все гонорары могут испариться. Поэтому в следующий раз, когда решите, что написали величайшую композицию, проверьте, не создавалось ли ранее нечто подобное.

Читайте у нас также о 4 лучших PR-трюках в истории музыки.