Найти тему
Гид по Авто и СТо

Светящиеся шины, понты или увеличение безопасности?

Американская компания «Goodyear Tire & Rubber» многие десятилетия известна внедрением инноваций в производство шин. Среди конкурентов она всегда стоит в авангарде смелых инженерных решений и идей. История светящихся в темноте автомобильных покрышек производства «Goodyear» служит тому подтверждением.

В статье как бонус можно найти фотографии Альфа-Ромео с зелеными светящимися шинами.

В 1960 годах инженеры-разработчики «Goodyear Tire & Rubber» предвосхитили желание водителей всего мира выделить свои авто и изобрели опережающие свое время футуристические шины из синтетического каучука с возможностью выбора цвета по желанию автовладельца, а так же подсветкой. В перспективе эти шины могли стать эффектным дополнением любого автомобиля: ассортимент предлагаемых цветов был довольно широк, а способность светиться «изнутри» исключала конкуренцию. Разумеется, светящиеся и разноцветные шины от «Goodyear» произвели фурор на мировом рынке того времени. Почему же такая яркая новинка не прижилась?

Еще в конце 1950-х годов два химика компании «Goodyear» Уильям Ларсон и Энтони Финелли разработали особенный состав каучуковой смеси и дали ему название «Neothane». В то время конструкция шины собиралась слоями из прорезиненной ткани, а инженеры «Goodyear» поместили разработанный ими компаунд в пресс-форму и запекли, как пирог, при температуре 250º С. Итогом их работы стала готовая шина, не требующая дополнительных слоев и корда. Для полноты эксперимента в жидкий компаунд перед запеканием добавлялся окрашивающий компонент, а в итоге получались шины зеленого, оранжевого, красного и других цветов.

После изготовления неотановой шины совершенно новым способом, инженеры тщательно изучили характеристики нового изделия. Структура разработанного Ларсоном и Финелли компаунда «Neothane» была похожа на трехмерную сетку, в результате получившиеся бескамерные цветные шины даже при отсутствии корда были достаточно прочны: они не боялись проколов и порезов. Проведенные на скорости до 100 км/ч тесты показали отличные результаты.

Пока инженеры «Goodyear» пытались понять, на что способно их новое детище, маркетинговый отдел продвигал в массы идею вариативности цвета. До изобретения компаунда «Neothane» шины могли похвастаться лишь черным и белым цветами. В одном рекламном слогане даже была озвучена идея подбора шин автомобиля под цвет платья любимой женщины водителя. Но настоящий фурор в маркетинговом отделе «Goodyear» вызвало заявление инженеров о возможности подсветки новых шин.

На каждую пробную версию цветных шин было установлено по 18 лампочек, чтобы добиться свечения в темное время суток. Водитель прямо из салона мог выбрать шину, которую хотелось бы подсветить. С помощью специального регулятора можно было выбрать режим свечения, мигания по отдельности или синхронно.

-2

Революционное изобретение «Goodyear» в шинной индустрии нуждалось в мгновенной огласке. В 1960 году руководители «Goodyear Tire & Rubber» пригласили на свой полигон в г. Акрон газетных журналистов, в том числе и из журнала «Time». Фотографы с интересом снимали шины, светящиеся разными цветами. Журналисты указали на фактор, увеличивающий безопасность на дороге: светящиеся в темное время суток и пасмурную погоду шины могли способствовать обозначению автомобиля на трассе. Дополнительная иллюминация на проезжей части в условиях плохой видимости не может быть лишней – значилось в статьях. Испытания в реальных условиях не заставили себя ждать. Первый выезд светящихся красным светом шин «Goodyear» состоялся в центре Майями, они были установлены на шикарный «Dodge Polaris». Эта поездка стала настоящим городским событием, восторженные зеваки пытались узнать у организаторов мероприятия, где,как и за сколько деньги купить яркие шины, с возможностью светиться. Вторая поездка произвела еще больший шквал эмоций: установленные на автомобиль «Chrysler Silver 300», шины были продемонстрированы прохожим на Манхеттене – у Таймс-сквер, Центра Рокфеллера и штаб-квартиры ООН.

Несмотря на видимый ажиотаж и ожидаемый потребительский спрос, светящиеся шины «Goodyear» так и не стали общедоступными и не поступили в продажу. Однако, это не мешало ей появляться на многочисленных промышленных выставках, в том числе в Советском Союзе. Выставка промышленности США «Plastics USA», представленная в пяти крупных городах СССР, где была представлена цветная шина «Goodyear» с подсветкой, поразила советских граждан футуристическим автомобильным чудом. Что послужило поводом для спекуляций в американских СМИ того времени.

Счастливым обладателем комплекта светящихся шин «Goodyear» стал частный коллекционер Джим Сконзакис, более известный под псевдонимом «Jim Street». Он оборудовал ими свой радиоуправляемый шоу-кар с прозрачной крышей-полусферой. Этот футуристический автомобиль позднее появился в нескольких телешоу и фильме «Cinderfella» режиссера Джерри Льюиса.

На совершенствование шин из неотана было потрачено более 5 лет, но они так и остались концептуальными. К сожалению, они имели плохое сцепление на мокром асфальте, а при скорости свыше 100 км/ч теряли курсовую устойчивость. Резкое торможение перегревало поверхность светящихся шин, их протектор плавился. К тому же эта новинка стоила в разы больше обычных шин. Проект инновационных светящихся шин «Goodyear» решено было свернуть, однако он надолго останется одним из самых ярких инженерных решений XX века на рынке шин.

Авто
5,66 млн интересуются