Американская компания «Goodyear Tire & Rubber» многие десятилетия известна внедрением инноваций в производство шин. Среди конкурентов она всегда стоит в авангарде смелых инженерных решений и идей. История светящихся в темноте автомобильных покрышек производства «Goodyear» служит тому подтверждением.
В статье как бонус можно найти фотографии Альфа-Ромео с зелеными светящимися шинами.
В 1960 годах инженеры-разработчики «Goodyear Tire & Rubber» предвосхитили желание водителей всего мира выделить свои авто и изобрели опережающие свое время футуристические шины из синтетического каучука с возможностью выбора цвета по желанию автовладельца, а так же подсветкой. В перспективе эти шины могли стать эффектным дополнением любого автомобиля: ассортимент предлагаемых цветов был довольно широк, а способность светиться «изнутри» исключала конкуренцию. Разумеется, светящиеся и разноцветные шины от «Goodyear» произвели фурор на мировом рынке того времени. Почему же такая яркая новинка не прижилась?
Еще в конце 1950-х годов два химика компании «Goodyear» Уильям Ларсон и Энтони Финелли разработали особенный состав каучуковой смеси и дали ему название «Neothane». В то время конструкция шины собиралась слоями из прорезиненной ткани, а инженеры «Goodyear» поместили разработанный ими компаунд в пресс-форму и запекли, как пирог, при температуре 250º С. Итогом их работы стала готовая шина, не требующая дополнительных слоев и корда. Для полноты эксперимента в жидкий компаунд перед запеканием добавлялся окрашивающий компонент, а в итоге получались шины зеленого, оранжевого, красного и других цветов.
После изготовления неотановой шины совершенно новым способом, инженеры тщательно изучили характеристики нового изделия. Структура разработанного Ларсоном и Финелли компаунда «Neothane» была похожа на трехмерную сетку, в результате получившиеся бескамерные цветные шины даже при отсутствии корда были достаточно прочны: они не боялись проколов и порезов. Проведенные на скорости до 100 км/ч тесты показали отличные результаты.
Пока инженеры «Goodyear» пытались понять, на что способно их новое детище, маркетинговый отдел продвигал в массы идею вариативности цвета. До изобретения компаунда «Neothane» шины могли похвастаться лишь черным и белым цветами. В одном рекламном слогане даже была озвучена идея подбора шин автомобиля под цвет платья любимой женщины водителя. Но настоящий фурор в маркетинговом отделе «Goodyear» вызвало заявление инженеров о возможности подсветки новых шин.
На каждую пробную версию цветных шин было установлено по 18 лампочек, чтобы добиться свечения в темное время суток. Водитель прямо из салона мог выбрать шину, которую хотелось бы подсветить. С помощью специального регулятора можно было выбрать режим свечения, мигания по отдельности или синхронно.
Революционное изобретение «Goodyear» в шинной индустрии нуждалось в мгновенной огласке. В 1960 году руководители «Goodyear Tire & Rubber» пригласили на свой полигон в г. Акрон газетных журналистов, в том числе и из журнала «Time». Фотографы с интересом снимали шины, светящиеся разными цветами. Журналисты указали на фактор, увеличивающий безопасность на дороге: светящиеся в темное время суток и пасмурную погоду шины могли способствовать обозначению автомобиля на трассе. Дополнительная иллюминация на проезжей части в условиях плохой видимости не может быть лишней – значилось в статьях. Испытания в реальных условиях не заставили себя ждать. Первый выезд светящихся красным светом шин «Goodyear» состоялся в центре Майями, они были установлены на шикарный «Dodge Polaris». Эта поездка стала настоящим городским событием, восторженные зеваки пытались узнать у организаторов мероприятия, где,как и за сколько деньги купить яркие шины, с возможностью светиться. Вторая поездка произвела еще больший шквал эмоций: установленные на автомобиль «Chrysler Silver 300», шины были продемонстрированы прохожим на Манхеттене – у Таймс-сквер, Центра Рокфеллера и штаб-квартиры ООН.
Несмотря на видимый ажиотаж и ожидаемый потребительский спрос, светящиеся шины «Goodyear» так и не стали общедоступными и не поступили в продажу. Однако, это не мешало ей появляться на многочисленных промышленных выставках, в том числе в Советском Союзе. Выставка промышленности США «Plastics USA», представленная в пяти крупных городах СССР, где была представлена цветная шина «Goodyear» с подсветкой, поразила советских граждан футуристическим автомобильным чудом. Что послужило поводом для спекуляций в американских СМИ того времени.
Счастливым обладателем комплекта светящихся шин «Goodyear» стал частный коллекционер Джим Сконзакис, более известный под псевдонимом «Jim Street». Он оборудовал ими свой радиоуправляемый шоу-кар с прозрачной крышей-полусферой. Этот футуристический автомобиль позднее появился в нескольких телешоу и фильме «Cinderfella» режиссера Джерри Льюиса.
На совершенствование шин из неотана было потрачено более 5 лет, но они так и остались концептуальными. К сожалению, они имели плохое сцепление на мокром асфальте, а при скорости свыше 100 км/ч теряли курсовую устойчивость. Резкое торможение перегревало поверхность светящихся шин, их протектор плавился. К тому же эта новинка стоила в разы больше обычных шин. Проект инновационных светящихся шин «Goodyear» решено было свернуть, однако он надолго останется одним из самых ярких инженерных решений XX века на рынке шин.