Найти тему
Истории об истории

Последняя цель пылающего бомбардировщика — бессмертный подвиг Михаила Ююкина

Оглавление

Весной 1939 года на Халхин-Голе между Японией и СССР разгорелся военный конфликт. Несладко пришлось Красной армии в первые дни боевых действий и особенно в воздушных боях. Очень сильно сказывалось отсутствие боевого опыта. Случалось даже такое, что на одного сбитого японца приходилось до пятнадцати уничтоженных советских самолета.

Впрочем, вскоре ситуация стабилизировалась. Руководство боевыми действиями взял в свои руки молодой, но решительный командир дивизии Георгий Константинович Жуков. Кроме того на дальневосточный фронт было переброшена группа опытных советских летчиков, возглавляемая заместителем командующего Военно-воздушных сил Красной армии Яковом Смушкевичем. Была налажена тренировка летного состава, и превосходство в воздухе оказалось на стороне СССР.

Обычная работа бомбардировщика СБ

Теплым летним днем, 5 августа 1939 года, когда до окончательной капитуляции Японии оставалось меньше месяца, с дальневосточного аэродрома, где базировался 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк, в воздух поднялось звено тяжелых самолетов СБ и отправилось в сторону позиций врага. Обыкновенный будничный вылет «воздушных рабочих войны», ставший последним для героя-летчика Михаила Анисимовича Ююкина.

Михаил Анисимович Ююкин
Михаил Анисимович Ююкин

Батальонный комиссар Михаил Ююкин, как обычно, пилотировал самолет вместе со своим экипажем: штурманом Андреем Морковкиным и стрелком-радистом Петром Разбойниковым. Воздушную группу вел на задание командир полка майор Михаил Бурмистров.

Отличная видимость и хорошая погода позволили воздушному звену точно по графику выйти на цель. К сожалению, вражеские орудия ПВО также прекрасно видели советские самолеты. Небо вокруг бомбардировщиков окрасилось чернильными кляксами разрывов артиллерийских снарядов.

Бессмертный подвиг героя

Все благополучно отбомбились и уже взяли курс на свой аэродром, как вражеский выстрел повредил один из двух двигателей самолета Михаила Ююкина.

Бомбардировщик СБ
Бомбардировщик СБ

Летчик не растерялся и попытался маневрированием сбить огонь с горящего мотора бомбардировщика. Однако все усилия оказались тщетны — пламя разгоралось только сильнее, оставшийся двигатель не справлялся и самолет начал терять высоту.

Понимая, что до аэродрома дотянуть не удастся, Михаил Ююкин приказал своему экипажу прыгать с парашютом, но сам не покинул кабину гибнущей машины. Мужественно сжимая в руках штурвал, батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин направил горящий бомбардировщик прямо на наземное скопление врага.

Современная иллюстрация. Таран наземной цели
Современная иллюстрация. Таран наземной цели

Штурман самолета Андрей Морковкин успел покинуть самолет, и, благополучно приземлившись, примерно через сутки пробрался к своим. Стрелок-радист Петр Разбойников не покинул машину и разделил участь своего командира.

Гибель самолета Ююкина произошла на глазах его боевых товарищей. Возможно, среди них был и Николай Гастелло, сражавшийся в том же 150-м авиационном полку и в 1941 году повторивший бессмертный подвиг храброго летчика.

Ююкин впервые в истории авиации совершил таран наземной цели. За мужество и героизм, проявленный в бою, он был посмертно награжден орденом Ленина, а экипаж самолета — орденами Красного Знамени.

Михаил Ююкин родился и вырос в небольшой деревеньке Гнилуша в Воронежской области. На родине его помнят и гордятся по сей день. В его честь названа одна из улиц в селе, а бюст героя в памятную дату великого подвига всегда украшают живые цветы.

Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!