Весной 1939 года на Халхин-Голе между Японией и СССР разгорелся военный конфликт. Несладко пришлось Красной армии в первые дни боевых действий и особенно в воздушных боях. Очень сильно сказывалось отсутствие боевого опыта. Случалось даже такое, что на одного сбитого японца приходилось до пятнадцати уничтоженных советских самолета.
Впрочем, вскоре ситуация стабилизировалась. Руководство боевыми действиями взял в свои руки молодой, но решительный командир дивизии Георгий Константинович Жуков. Кроме того на дальневосточный фронт было переброшена группа опытных советских летчиков, возглавляемая заместителем командующего Военно-воздушных сил Красной армии Яковом Смушкевичем. Была налажена тренировка летного состава, и превосходство в воздухе оказалось на стороне СССР.
Обычная работа бомбардировщика СБ
Теплым летним днем, 5 августа 1939 года, когда до окончательной капитуляции Японии оставалось меньше месяца, с дальневосточного аэродрома, где базировался 150-й скоростной бомбардировочный авиаполк, в воздух поднялось звено тяжелых самолетов СБ и отправилось в сторону позиций врага. Обыкновенный будничный вылет «воздушных рабочих войны», ставший последним для героя-летчика Михаила Анисимовича Ююкина.
Батальонный комиссар Михаил Ююкин, как обычно, пилотировал самолет вместе со своим экипажем: штурманом Андреем Морковкиным и стрелком-радистом Петром Разбойниковым. Воздушную группу вел на задание командир полка майор Михаил Бурмистров.
Отличная видимость и хорошая погода позволили воздушному звену точно по графику выйти на цель. К сожалению, вражеские орудия ПВО также прекрасно видели советские самолеты. Небо вокруг бомбардировщиков окрасилось чернильными кляксами разрывов артиллерийских снарядов.
Бессмертный подвиг героя
Все благополучно отбомбились и уже взяли курс на свой аэродром, как вражеский выстрел повредил один из двух двигателей самолета Михаила Ююкина.
Летчик не растерялся и попытался маневрированием сбить огонь с горящего мотора бомбардировщика. Однако все усилия оказались тщетны — пламя разгоралось только сильнее, оставшийся двигатель не справлялся и самолет начал терять высоту.
Понимая, что до аэродрома дотянуть не удастся, Михаил Ююкин приказал своему экипажу прыгать с парашютом, но сам не покинул кабину гибнущей машины. Мужественно сжимая в руках штурвал, батальонный комиссар Михаил Анисимович Ююкин направил горящий бомбардировщик прямо на наземное скопление врага.
Штурман самолета Андрей Морковкин успел покинуть самолет, и, благополучно приземлившись, примерно через сутки пробрался к своим. Стрелок-радист Петр Разбойников не покинул машину и разделил участь своего командира.
Гибель самолета Ююкина произошла на глазах его боевых товарищей. Возможно, среди них был и Николай Гастелло, сражавшийся в том же 150-м авиационном полку и в 1941 году повторивший бессмертный подвиг храброго летчика.
Ююкин впервые в истории авиации совершил таран наземной цели. За мужество и героизм, проявленный в бою, он был посмертно награжден орденом Ленина, а экипаж самолета — орденами Красного Знамени.
Михаил Ююкин родился и вырос в небольшой деревеньке Гнилуша в Воронежской области. На родине его помнят и гордятся по сей день. В его честь названа одна из улиц в селе, а бюст героя в памятную дату великого подвига всегда украшают живые цветы.
Понравилась статья? Ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!