Найти в Дзене
Кино-кино

«Дюнкерк»: они смывались на родину

Кто зачем, а я фильмы Кристофера Нолана смотрю ради ощущений, ради погружения (как спектакли Гришковца, как бы ни смешно звучало это сравнение). При всей своей нелюбви к 3D этот режиссер умеет снимать фильмы, смотря которые, буквально купаешься в происходящем, до такой степени все реально: холодное море на экране пронизывает до костей, песок от взрывов сыплется в волосы, руки ловят в пустоте штурвал, чтобы выровнять самолет и поймать в прицел немецкий истребитель. И конечно, звук! Ханс Циммер для Нолана – как Пахмутова для Добронравова. Уже не первый фильм они создают вместе — вслед за «Бэтменами», «Началом», «Интерстелларом». Саундтрек воедино сливается со звуками происходящего. Кто помнит «Интерстеллар», тот поймет: симфоническая музыка вплетается и в стук сердца солдата, убегающего от выстрелов, и в тиканье секундомера, и в звук моторов самолетов.

-2
Из Википедии: «Британский экспедиционный корпус, воевавший на стороне Франции, вместе с остатками французской армии бежал через Дюнкерк под ударом наступавшей немецкой армии. Союзники были окружены в районе порта Дюнкерка и неизбежно были бы уничтожены немцами, но наступающие немецкие войска были остановлены по достоверно неизвестным причинам. Британское командование воспользовалось нежданной возможностью, чтобы организовать эвакуацию своих войск. По приказу Уинстона Черчилля все суда, большие и малые, были направлены к Дюнкерку для того, чтобы забрать английских солдат. В результате за несколько дней в ходе операции «Дайнемо» было эвакуировано 338 тысяч военнослужащих, в том числе 123 тысячи французов. Около 40 тысяч военнослужащих союзников, прикрывавших отход основных сил, попали в плен или были вынуждены пробираться в Англию другими путями».

Нолана как режиссера гораздо больше интересуют явления, чем события и даже, наверное, чем люди. Откуда его герои и куда они потом денутся – это не предмет его изучения. На примере Дюнкеркской операции Нолан показывает такие вещи, как безысходность, надежду, страх, нравственный выбор. И вновь играет со временем, одновременно показывая происходящее в воздухе в течение часа и происходящее на суше в течение суток. Зрителю приходится немножко поскрипеть мозгами, чтобы из этого конструктора сложить целостную картину происходящего. Немцев почти не видно – от них прилетают лишь пули, бомбы, торпеды, но этого достаточно, чтобы уцелеть уже было серьезным достижением. И страх. Страх, который беспрерывно проверяет человека: каков ты, что ты можешь и что позволишь себе сделать?

-3

Один из главных героев в ответ на предложение пожертвовать одним, чтобы спасти остальных, задает вопрос: «Как с этим жить?». Это становится главным вопросом фильма. Как жить после выбора: продолжать преследовать самолет, бомбящий корабль с ранеными, или сберечь остатки горючего, чтобы долететь до своих? Спасаться с тонущего корабля или пытаться вытащить еще хоть кого-нибудь? Сидеть в тылу на правах гражданского населения или рискнуть жизнью, чтобы вывести из окружения своих земляков и их союзников?

Полный текст авторской рецензии: https://ural-meridian.ru/oni-smy-valis-na-rodinu-smotrim-dyunkerk/ © ИА «Уральский меридиан»