Найти тему
ТРЕТЬЯ ГУСИНИЦА

Монстр или картон на гусеницах

Модель советского опытного тяжелого танка прорыва КВ-9

КВ-9 – советский опытный тяжелый штурмовой танк первой половины Великой Отечественной войны. Аббревиатура «КВ» расшифровывается как имя маршала СССР Климента (Клима) Ворошилова, а индекс «9» обозначает порядковый номер данной модели танка, которая являлась продолжением в линейке модификаций советских тяжелых и сверхтяжелых танков КВ. В советской проектной документации танк КВ-9 обозначалась как «Объект 229».

История и предпосылки создания.

Первые месяцы войны показали острую нехватку РККА в тяжелых хорошо бронированных штурмових танках с мощным артиллерийским вооружением, которые могли бы успешно бороться как с танками Вермахта, так и долговременными оборонительными сооружениями противника. Состоявший в тот период на вооружении тяжелый штурмовой танк КВ-2 частично отвечал указанным требованиям, но количество выпущенных в тот период машин этого типа было явно недостаточным. Поэтому КБ Челябинского Кировского Завода была поставлена задача в кратчайшие сроки создать новый тяжелый танк с новой 122-миллиметровой гаубицей. Работы над новым танком начались еще осенью 1941 года, а уже в декабре этого года с использованием элементов тяжелого танка КВ-1 был собран первый опытный образец танка КВ-9. В апреле следующего года прототип КВ-9 прошел полигонные и огневые испытания, где зарекомендовал себя с наилучшей стороны. Позднее государственной комиссией танк был рекомендован для принятия на вооружение РККА. Однако в тот период была разработана перспективная самоходно-артиллерийская установка СУ-122 и шла подготовка к ее выпуску, поэтому танк КВ-9 сочли менее перспективным в сравнении с САУ с аналогичным вооружением. К лету 1942 года проект КВ-9 был заморожен, а произведенные два прототипа примерно в конце 1943 года разобраны на металл.

-2

Перспективный рисунок тяжелого танка КВ-9

Компоновка.

Танк КВ-9, как и базовый серийный тяжелый танк КВ-1, последовательно от носовой части к корме разделялся на три четко разграниченных отделения. В носовой части располагалось отделение управления, в котором находилось место механика-водителя со смещением от продолной оси вправо и стрелка-радиста – со смещением влево. В средней части корпуса и в башне находилось боевое отделение, в котором располагались командир танка, заряжающий и наводчик. В кормовой части корпуса располагалось моторно-трансмиссионное отделении, где устанавливался двигатель с системами охлаждения и часть топливных баков. В некоторых источниках указывается, что экипаж КВ-9 состоял из 4 человек (отсутствовал стрелок-радист), однако при испытаниях прототипа задействовался экипаж в составе пяти человек, что дает нам право утверждать об именно таком колличественном составе экипажа танка в случае его возможного боевого применения.

Для посадки и высадки экипажа танка использовалось три основных люка: два люка круглой формы в креше башни и одного люка в крыше корпуса над местом расположения стрелка-радиста. Для экстренной эвакуации экипажа в боевых условиях служил днищевый люк.

Бронезащита корпуса и башни.

Бронезащита советского експериментального тяжелого танка КВ-9 разрабатывалась по дифференцированному противоснарядному принципу, которая защищала должна была защитить основне узлы танка и его экипаж от поражения снарядами средних калибров на ближних дистанциях в основних противоснарядных направлениях.

Бронекорпус тяжелого танка КВ-9 был частино позаимствован у серийного танка КВ-1, но значительно услен в плане бронирования в лобовой и боковых частях. Он собирался из катаных броневых плит путем сваривания их между собой. Броневые плиты имели толщину 135, 80, 40, 30 и 20 миллиметров в зависимости от направления. Толщина броневой плиты вверху и внизу лобовой части составила 135 миллиметров. Броневые листы бортов составили 80, а кормовой части – 70 (внизу) и 60 (верху) миллиметров. Днище и крыша корпуса имели толщину бронирования до 40 миллиметров. Как и у КВ-1, все бронелисты, формировавшие корпус КВ-9, имели рациональные углы наклона к вертикальной нормали, за исключением бортових элементов.

Башня танка КВ-9 была позаимствована также у танка КВ-1 поздних периодов выпуска и усиливалась броней в основних противоснарядных направлениях. За основу была взята цельно литая башня танка КВ-1 с развитой кормовой нишей, в которой лобовая броня была усилина до 210 миллиметров. Пришлось звеличить амбразуру под установку орудия и броневой маски.

Вооружение.

В качестве основного вооружения советского тяжелого танка КВ-9 предполагалось использовать танковую 122-миллиметровую гаубицу У-11 с длиной ствола в 22,7 калибров. Боекомплект для гаубицы состоял из 48 выстрелов раздельного заряжания, которые размещались в укладке в основном по бортам башни и в ее кормовой нише.

Кроме основного вооружения, танк КВ-9 имел вооружение и вспомогательное в виде трех 7,62-миллиметровых пулеметов ДТ. Один из пулеметов спаривался с орудием в башне, второй был курсовым в шаровой установке в левой передней части корпуса и третий устанавливался также в шаровую установку в кормовую нишу. Боекомплект к трем пулеметам ДТ должен был состоять из 2772 патронов, снаряженных в дисковые магазины.

Предполагалось также вооружать танки КВ-9 в случае их серийного выпуска и четвертым кулеметом ДТ в качестве зенитного при его установке на зенитную турель.

-3

Тяжелый танк КВ-9 (вид сбоку)

Ходовая часть, двигатель и трансмиссия.

Предполагалось, что в качестве силовой установки тяжелого танка прорва КВ-9 будет использоваться V-образный четырехтактный двенадцатицилиндровый дизельный двигатель В-2К с жидкостным охлаждением, развивавший на выходе мощность в 500 лошадиных сил, что могло позволить танку развивать максимальную скорость при движении по шоссе до 46 километров в час. Однако с потерей Харькова, где серийно производился этот двигатель, замены ему не нашлось, что, возможно, и стало одной из причин незапуска КВ-9 в серийное производство.

Топливные баки, имевших емкость в 600 литров, располагались в боевом и моторно-трансмиссионном отделениях. В случае надобности планировалось оснастить танк и внешними подвесными баками с такой же дополнительной емкостью.

Как и серийный тяжелый танк КВ-1, танк КВ-9 имел механическую трансмиссию, состоявшую из:

основного многодискового фрикциона, который работал по принципу сухого трения «стали по феродо»;

тракторной пятиступенчатой коробки передач;

двух многодисковых бортових фрикционов, которые работали по принципу трения «сталь по стали»;

двух бортовых планетарных редукторов;

плавающих тормозов лен точного типа.

Подвеска тяжелого танка КВ-9 была торсионной индивидуальной с внутренней амортизацией для каждого опорного катка. Ходовая часть применительно по каждому борту состояла из шести двухскатных опорных катков малого диаметра, которые производились штамповкой и крепились к бронекорпусу сваркой на ограничители хода балансиров подвески, ведущего колеса заднего расположения, оснащенного съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления и ленивца в переднем расположении. Верхняя ветвь гусеницы опиралась на три обрезиненных штампованных поддерживающих катка малого диаметра по каждому борту.

Каждая гусеничная ветвь танка КВ-9 должна была собираться из 86—90 траков одногребневого типа, которые имели ширину 700 миллиметров и шаг в 160.

Боевое применение.

Различные источники утверждают, что всего было призведено два прототипа тяжелого танка прорва КВ-9. В ряде источников утверждается, что был произведен всего-навсего один рабочий прототип. Однако достоверно известно, что к началу лета 1942 года проект по разработке и производству тяжелого танка КВ-9 был заморожен, усилия сотрудников КБ и завода были направлены на другие перспективне направления, а произведенный прототип или (два прототипа) в боевых условиях участия так и не приняли. Есть информация, что они примерно в конце 1943 года были разобраны на металл.

-4

Тяжелый танк КВ-9 (вид спереди)