Владимир Сурдин — о том, как астрономия объединяет все школьные предметы
С 2017 учебного года в школы вернулась астрономия. Её вроде бы ждали, но вернулась она, конечно, всё равно неожиданно. Где учителю искать материалы по предмету, когда лучше начинать учить астрономию и как она помогает бороться с фейками в сети. Об этом главный редактор «Мела» Никита Белоголовцев поговорил с астрономом и старшим научным сотрудником Государственного астрономического института имени Штернберга Владимиром Сурдиным.
Владимир Георгиевич, наверное, для вас стала большой радостью и даже профессиональной гордостью новость о том, что астрономия вернулась в школу?
В первую очередь это был шок. Я не ожидал, что она так неподготовленно вернётся в школу. Примерно 25 лет астрономии как обязательного предмета в школе не было. Пришло новое поколение учителей — их не учили астрономии в педвузах. Старые учителя постепенно уходят и просто забывают этот предмет, потому что он был второстепенным. И вдруг она вернулась. Неподготовленная ни с какой стороны: нет современных учебников, нет современных пособий для учителей, для учеников.
Конечно, я радовался, что она вернулась. И не только потому, что я астроном, и моя наука стала опять обязательной. Нет. Я довольно давно занимаюсь и университетским, и школьным образованием, и успел почувствовать, что астрономия инициирует интерес к другим предметам. Это такое широкое знание о Вселенной: там нужно знать и физику, и математику, и химию, и биологию. Поэтому это полезно, особенно в наше время, когда очень много юристов, программистов и прочих людей, далёких от реальной техники. На самом деле в стране популяция инженеров почти закончилась. Нам нужны мощные, современные инженеры, но их невозможно подготовить без физики, без фундаментальных наук естественнонаучного клана.
И тут астрономия может сыграть роль «зажигателя» интереса. У школьника, который слышит о Вселенной, о планетах, населённых или не населённых разумными или неразумными существами, может появиться интерес к более точным и менее романтическим, я бы сказал, предметам. Это значит, что мы готовим людей к тому, чтобы они выросли инженерами. И могли не только из западных состовляющих собирать автомобиль, а сами придумывать новый — что-то, что позволило бы стране выйти на общий уровень технологического прогресса. Я так об этом думаю. Астрономия — это запал, взрыватель, а не просто предмет о космосе, который кто-то хочет учить, а кто-то не хочет.
Помню, когда сам был школьником и жил в Волгограде, у нас был свой небольшой астрономический кружок, — около 30 человек со всего города. Был хороший преподаватель, был планетарий. Чем дело кончилось? Из этого кружка вышло только два профессиональных астронома. Остальные стали сильными инженерами и врачами. Но зажёг их интерес, любознательность и настрой заниматься чем-то серьёзным именно астрономический кружок.
Когда началась дискуссия по поводу введения астрономии в школу, я почти не слышал мнений: «Какая астрономия? Зачем? Куда?». Скорее, была такая точка зрения: «Слушайте, зачем нам ещё одна строчка в расписании и ещё один предмет, когда у нас есть часы физики?». Признаюсь, мне это мнение близко. Классно учить науки через астрономию, но в качестве модуля, а не по принципу «час отсюда — час сюда».
Я такого же мнения. Да, она интегрирует, она связывает, склеивает разные предметы. Что такое астрономия? Это физика за пределами земли. Это химия за пределами Земли. Мы уже сегодня работаем за пределами Земли. Земля — это только часть пространства, на котором мы что-то делаем, о котором мы думаем. Мы живём на Земле, поэтому не можем обойтись без географии. С астрономией точно так же — мы сделали шаг с Земли, и жить без астрономии становится невозможно. Она нужна не только космонавтам и профессиональным астрономам, она нужна людям, чтобы представлять себе этот мир. В конце концов, астрономия нужна, чтобы не обманываться, когда в интернете появляются всякие фейки и стараются вас провести и надуть.
Конечно, воткнуть астрономию в современную школу нелегко: перегружено расписание, нет часов, от чего-то надо отрывать, учителей надо переучивать. И вот уже около года мы мечемся по стране. Мы — это несколько университетских астрономов, которые знают и умеют преподавать этот предмет. Мы организовываем курсы подготовки учителей, пишем учебники, пишем пособия.
Насколько я понимаю, астрономию в школах преподают в основном учителя-физики?
Да. Они понимают этот предмет лучше других. Иногда ещё учителя географии — для них это тоже не чужое дело. Математикам это совсем чуждо, но последние несколько месяцев я езжу по городам и рассказываю о том, как можно было бы безболезненно ввести этот новый предмет.
Смотрите, я ребёнок, которого интересует физика. У меня появляется астрономия, я, естественно, рад этому. А если я ребёнок, которому чужды все эти математики, физики, химии? Я люблю историю, литературу. И вот ещё один предмет, который мне не интересен. Так вот, оказывается, можно из астрономии повести в литературу, в биологию, в экологию, даже в экономику. У меня есть презентация, в которой об этом рассказано подробнее. Почувствуйте, чем ученик увлечён, попробуйте найти для него нишу.
Например, языки. Мы сегодня ищем способ наладить связь с неземными цивилизациями. Этим заняты только астрономы, потому что космос проходит по нашему департаменту. Хорошо, наладим связь, а как с ними поговорить? На каком языке, какими жестами, рисунками, буквами, звуками мы можем обменяться информацией с братьями по разуму? Вот задача для любителя филологии, истории, языков.
Попробуйте найти связь и способ связи с существом, про которого вы ничего не знаете — ни сколько у него щупалец, ни сколько хвостов и голов. Но вы знаете, что он разумный, что он умеет думать, мыслить, и воспримет какую-то информацию от вас независимо от того, есть ли у него глаза и уши. Попробуйте эту очень сложную задачу решить. Школьники буквально кидаются со своими предложениями, когда мы говорим об этом: как можно поговорить с разумной медузой, с каким-нибудь разумным камнем, с компьютером, который сегодня не глупее человека становится.
В общем, в литературу, в филологию астрономия тоже может войти как естественный предмет интереса.
Как отреагировали на появление астрономии ученики и учителя из региональных школ?
Реакция была однозначная. Я был недавно в Новосибирске, я там преподаю в университете астрономию. И тут меня попросили собрать учителей физики и научить их. Вышла учительница и сказала: «Коллеги, перед нами сложная задача, нам надо понять, как нам выпутаться из этой астрономии на ЕГЭ». Ещё не ввели предмет в школьную программу, но уже ввели по нему аттестацию — в ЕГЭ по физике есть задача по астрономии. Но ведь учителя не готовы, а школьники тем более. Зачем нужно было в этом году сразу начинать с экзаменов по этому новому предмету? Ну вот как-то пытаемся и из этого выпутаться. Только что вышел журнал «Квант», где расписали по пунктам, как отвечать на вопросы в ЕГЭ, посвящённые астрономии. Делаем, что можем. Думаю, к выпускным экзаменам в мае всё будет нормально.
А учителям нравится преподавать астрономию?
Нравится учителям из старшего поколения, которые 20 лет назад этот предмет в пединститутах слушали. Конечно, что-то они забыли, но сейчас восстанавливают знания. Новому поколению не очень нравится. Они в педвузах прошли мимо этого предмета. Не все, конечно, — в московских педвузах неплохо преподавали астрономию, но на периферии не очень хорошо. Им, конечно, сложновато. Потому что любой новый предмет требует осмысления — надо иметь бэкграунд, уложить какие-то факты внутри себя. Мы стараемся им в этом помочь. Для этого мы пишем книги, которые выходят за пределы учебника. Учитель должен быть грамотнее ученика. Если он просто будет читать учебник — кому это надо? Он должен легко отвечать на вопросы, создавать какие-то свои новые темы. И для этого есть научно-популярная литература. Достаточно лёгкая для чтения, но точная в смысле научного содержания.
Есть ещё одно довольно полезное направление — это онлайн-лекции. На «Открытом образовании», в «Лекториуме» выложены университетские курсы по общим предметам: физика, химия и много-много разных. И там сейчас лежат мои курсы по астрономии для учителей. Преподаватели их слушают и получают сертификаты. Ведь учитель должен доказать свою способность вести этот предмет. Это стоит недорого, как и любой сертификат заочного обучения. И тогда учитель получает право преподавать предмет в школе. Это хорошая форма. Интернет доступен всем, значит, эти лекции доходят до всех, и не только на территории России. Я получаю письма из Южной Америки, Израиля, Восточной Европы, где люди тоже с удовольствием слушают эти лекции.
Если бы внедрением астрономии в школьную программу занимались вы, то в каком классе бы вы её ввели?
Начну с того, что сегодня она вернулась в таком же виде, в каком была в советское время, а именно — в выпускном классе. Но это и тогда было неправильно, и сегодня, потому что выпускной класс — это экзамены. Любознательность очень хорошо срабатывает в 5-7 классах средней школы. Я бы ввёл астрономию именно там. К 8 классу область интересов у ребёнка почти сформировалась. Его уже куда-то потянуло, и вряд ли это изменится. 8-9 класс — это уже определённое направление в мозгах у человека, 5, 6, 7 — это ещё метание, это ещё интерес ко всему. И тут как раз очень хорошо было бы ввести астрономию. Это не только моя точка зрения. Все мои коллеги, которые преподавали в школе, такого же мнения. Посмотрим, как она приживётся в 11-м. Кстати, сейчас она рекомендована в 10 или 11 классе, школы могут выбирать сами. Как правило, школьное руководство выбирает 10 классы — правильно делает. Он легче, ещё есть время подготовиться к ЕГЭ.
Наша школа страдает разорванностью знаний. Не только по предметам, но и по времени. Например, ускорение в физике проходят в 8 классе, а математика этот уровень задач догоняет, например, в 9-м. Или, например, ДНК появляется в средней школе, а органическая химия обрушивается на ребёнка в старшей. Вы не боитесь, что если астрономия спустится совсем вниз, это породит много вопросов, на которые можно отвечать олимпиадникам и заинтересованным детям, но для обычных школьников это будет довольно сложно.
Да-да, конечно. Так оно и будет. Не зная физики, многого не поймёшь, например, про эволюцию звёзд, формирование галактик. Но мне кажется, это и не нужно. К каждому предмету человек в течение жизни возвращается многократно. Когда мы читаем литературные произведения в школе, они нас часто не задевают, мы много в них не понимаем. В «Войне и мире» одни читают про войну, другие — про мир. Потом по жизни мы к одному и тому же несколько раз возвращаемся и каждый раз на новом уровне. Точно так же и с астрономией.
Был в дореволюционные времена такой предмет «мироведение». Красивое слово. Это была астрономия без формул. Это был рассказ о том, как устроена Вселенная, но без математики. И это было здорово, потому что человек понимал, где он, что вокруг него, на какой он планете.
В мире о многом можно рассказать, не прибегая к математике. А на следующем этапе, когда ты преодолел физику и математику, можно посмотреть, как это устроено на глубоком уровне. Может быть, в курсе физики 10-11 классов тебе расскажут, почему светят звёзды, как работают термоядерные реакции, почему на Земле тепло, а на Марсе холодно и так далее. Для начала надо просто набрать фактический материал. Если пятиклассник будет знать, что Марс — холодная планета, а Венера — горячая, этого достаточно. Даже без тонкостей строений атмосфер, парникового эффекта, инфракрасного излучения. Если дальше ему понадобится углублять знания — он к этому придёт, прочитает, услышит от кого-то. Если не понадобится, значит, он на всю жизнь запомнит, что Венера — это горячий ад, а Марс — холодная Антарктида. И для него этого будет достаточно.
Что почитать про астрономию:
- «Разведка далёких планет» — о звёздных картах и телескопах, о ловцах комет и астероидов, о планетах-карликах, планетах-спутниках и экзопланетах.
- Серия книг «Астрономия и астрофизика» для учёных и любителей науки: «Небо и телескоп», «Солнечная система», «Звёзды» и «Галактики».
Что можно посмотреть (и послушать):
Полную запись разговора можно послушать здесь. Разговор прошёл в эфире программы «Радиошкола», которая выходит на радио «Говорит Москва» по воскресеньям в 16.00. Гости программы — педагоги, психологи, социологи и учёные, которые обсуждают вместе с Никитой Белоголовцевым вопросы образования и воспитания детей (и не только).
Иллюстрации: Shutterstock (esk1m0, Catherine Glazkova, Kat Buslaeva, Maltiase, Plateresca, Eisfrei, jara3000)
ВАМ МОГУТ ПОНРАВИТЬСЯ ЭТИ ТЕКСТЫ: