Найти тему
Жизнь в Петербурге

Экскурсия на трамвае по рабочим районам Питера

Трамвай в Петербурге, хоть и претерпел за последние годы немало сокращений своей сети, продолжает оставаться очень важным городским транспортом, и, к тому же, не менее интересным с точки зрения "покатушек" на нём по разным интересным местам. Я уже рассказывал про два замечательных маршрута в центре города - № 3 и № 16, прокатившись на которых можно за 40 рублей побывать на полноценной экскурсии по старому Питеру.

А сегодня порадую любителей более современной истории, ведь и Советский Союз оставил Петербургу немало всего интересного, на что стоит посмотреть, чем стоит проникнуться. Речь пойдёт о маршруте трамвая № 36. Винтажные вагоны этого маршрута перенесут вас из суровых рабочих районов города почти к Константиновскому дворцу - в Стрельну. Ехать вы будете долго, устанете даже (а потом минут за 20 вернётесь обратно на маршрутке), но оно того стоит.

Начинает свой путь 36-й трамвай от кольца на улице Оборонной. Добираться туда лучше всего от метро Нарвская, а там навигатор вас сориентирует. Громыхая, вагон проследует по улице Трефолева, потом по Маршала Говорова - здесь вы сможете насладиться суровой советской застройкой 30-х годов. Проживали здесь рабочие многочисленных заводов, которые сконцентрированы в этом районе. На Комсомольской площади вы полюбуетесь уже "сталинками" - монументальными домами, выстроенными полукругом. Затем трамвай вознесёт вас на трамвайный путепровод над железнодорожными путями - вы сможете увидеть панораму города километров на 10. После этого вы будете двигаться по очень плохого качества путям на проспекте Стачек со скоростью, позволяющей рассмотреть даже мусор в траве рядом, но после выезда на Петергофское шоссе трамвай поедет быстро - там полотно отремонтировали. Старый вагон хоть и гремит, но со скоростью ехать может, проблема в том, что хорошие пути в Питере далеко не везде. Вы проедете мимо легендарной Балтийской Жемчужины - жилого квартала, в котором многие почему-то мечтают жить, хотя жить там до появления метро весьма проблематично. После этого трамвай проследует через небольшую лесополосу и вот вы уже в Стрельне. Обратно лучше на маршрутке, если устали от трамвая.

Относительное преимущество этого маршрута - он идёт с минимумом светофоров, т.к. линия пролегает по большей части по выделенке. Однако маршрутка, увы, даже при светофорах и пробках доезжает, зачастую, быстрее.

Время в пути на трамвае от Оборонной улицы до пос. Стрельна - примерно 50 минут.

Здесь также есть ещё два интересных маршрута. Можно, например, ехать по этой же линии не от Оборонной улицы, а почти от центра - от площади Тургенева на трамвае № 41. Тогда вы увидите ещё немного больше рабочих районов 30-х годов, но до Стрельны не доедете, так как 41-й маршрут следует до Ленинградского электромеханического завода. Туда лучше не ехать и выйти на Балтийской Жемчужине.

Трамвай № 41 следует по набережной Обводного канала
Трамвай № 41 следует по набережной Обводного канала

Маршрут № 52, который лучше всего "ловить" неподалёку от станции метро Автово, провезёт вас по районам более поздней советской застройки Юго-Запада Петербурга. Вы сможете сполна "насладиться" типовыми пятиэтажками-"инкубаторами" хрущёвского периода и такими же девятиэтажками, перемежающимися с более современной застройкой. Привезёт вас трамвай на конечную станцию Сосновая Поляна, где множество хрущёвок уже нежилые и когда-то пойдут под снос по программе реновации (да да, в Питере она тоже есть). Уехать из Сосновой Поляны можно на электричке: 20 минут и вы будете на Балтийском вокзале. Электрички здесь ходят весьма часто, так что долго ждать не придётся.

Трамвай № 52 на спуске с путепровода, подъезжает к остановке "станция метро Автово"
Трамвай № 52 на спуске с путепровода, подъезжает к остановке "станция метро Автово"