Найти тему
кинопросто

Офис VS Офис

Редкий случай, когда два сериала, сделанных по одному лекалу, оказались настолько разными и с точки зрения глобального авторского, жанрового взгляда на сюжет и с точки зрения телевизионной биографии. Это интереснейший образец для анализа, поскольку, во-первых, всегда интересно разобраться, как сделан сериал высочайшей сложности и мастерства (нет ничего сложнее смешной комедии) и, во-вторых, увидеть, насколько по-разному можно сыграть одну и ту же партитуру.

Судите сами - английский "Офис" закончился двумя сезонами, американский выдержал 9 сезонов - зритель сделал свой выбор. Оба сериала осыпаны наградами профессионального сообщества, которое высоко оценило и тот, и другой сериал.

Дополнительной интригой здесь является еще и то, что исполнитель главной роли в английском офисе Рики Джервейс являлся одним из двух сценаристов этого шоу. То есть в этом варианте "Офиса" стратегическая конструктивная идея сериала должна была донесена на экран с максимальной точностью. С другой стороны американские партнеры взяли английский формат целиком и полностью - конструкцию, сценарий, оригинальный жанровый прием мокьюментари (псеводокументальное повествование с периодическими обращениями к зрителю напрямую) и сделали его успешным. В общем, не знаю как вам, мне очень интересно разобраться)

Как я уже неоднократно отмечал, вскрытие истории надо начинать с главного героя - герой - это распределительная коробка сюжета, в нем сосредоточены все силовые и жанровые линии истории.

Главный герой сериала "Офис" - руководитель отдела (менеджер среднего звена) и, по совместительству, полноценный, безупречный премиальный мудак. Все что он говорит и делает, всегда чрезмерно, невпопад и удивительным образом при этом банально. Катастрофический разрыв между тем, что он из себя представляет (ограниченный обыватель) и тем, кем он сам себе кажется (любимец масс), обеспечивает непрерывную череду постыдных ситуаций, в которые он непрерывно попадает.

При этом надо понимать, что какой бы жанр не был представлен на экране - фигура главного героя - это всегда та розетка, через которую зритель подключается к истории. Если розетка не соответствует зрительской вилке - не той системы или неудобно вставлять - фильм обречен - смотреть его никто не будет. Отождествление с героем - необходимое условие успеха.

Таким образом, видно, что в английском варианте этого отождествления не произошло, а в американском случилось - количество сезонов - бесстрастный и красноречивый показатель.

В чем же героизм этого персонажа, почему мы так охотно отождествляемся с мудаком и делаем это на протяжении 9 сезонов? А в другом (английском) случае отказываемся это делать?

Дело в том, что мудаковатость - это одно из страшных социальных табу. Каждый из нас очень сильно боится показаться или, того хуже, оказаться мудаком. Мы страшно боимся нелепо пошутить, попасть впросак, сморозить глупость, продемонстрировать косность, упертость и непонимание ситуации. Cтрах оказаться мудаком - это тяжелое социальное бремя. Очередное поведенческое бремя, которое накладывает на нас общество.

Кто может разгрузить нас от этого бремени? Человек, который непрерывно попадает в просак, но никак не парится по этому поводу. Вообще не переживает. Да, он попал в позорную ситуацию, да и плевать! Пойду попаду в следующую.

Пожить в шкуре такого человека целебно. Освободиться вместе с ним от бремени вмененного обществом правила "не быть мудаком" крайне полезно для психического здоровья. Наплевать вместе с ним на коды поведения и от души побыть мудаком - это реальная ценность - люди не случайно несут свое внимание (а значит и деньги) создателям этого шоу.

Как вы думаете, чем продиктован был успех "Дон-Кихота", одного знаменитого испанского мудака, вообразившего себя рыцарем? Ровно тем, о чем я тут пытаюсь сказать. Мудак без страха и упрека - лекарство на все времена. Готов зарубиться на небольшую сумму, что английские создатели сериала рассматривали в качестве прототипа Дон-Кихота, когда разрабатывали главного героя. Осталось понять, почему у них не получилось)

Я думаю, что они заигрались. Создатель сериала и исполнитель главной роли Рики Джервейс пожадничал. Он решил сыграть больше, чем нужно) Ему захотелось сыграть действительно очень привлекательную для актера ситуацию - а что будет, если мудак вдруг осознает, что он мудак? Интересно. Очень интересно, но гибельно. Как только подобный герой осознает собственное ничтожество - историю можно заканчивать. Это как длить историю Золушки после свадьбы с принцем - эта история счастливой и, без сомнения, сексуально удовлетворенной женщины уже никому не интересна. Точно так же мудак, осознавший свою мудаковатость, мудаком в этот момент быть перестает и моментально теряет свою ценность для широких масс, которые пришли сюда, в этот сериал ровно для того, чтобы безнаказанно побыть рафинированными мудаками.

Американские создатели "Офиса" ведут себя заметно более дисциплинировано и подобной рефлексии не допускают близко. Их герой бесприместно счастлив и фонтанирует мудаковатостью с утра до вечера, невзирая на реакцию окружающих.

Если вам покажется, что я перемудрил, анализируя легкий телевизионный продукт - не заблуждайтесь, еще раз скажу - нет жанра сложнее, чем смешная комедия) И сериал "Офис" еще потеснит "Дон-Кихота" в школьных учебниках, если, конечно, школы и учебники как явления доживут до этого момента )