Оригинал текста: https://rb.ru/longread/super-food/
Вот бывают такие герои, когда начинаешь болеть за них, как за своих. Почитайте. Внутри отличные данные:
- В России мы можем выращивать риса гораздо больше и успешно его экспортировать, потому что у нас есть все условия
-ученые вывели сорта черного и красного риса, которые сильно снижают риск онкологии и вообще - суперфуд. Но не хватает поддержки. (ученые - это же не про пиар и маркетинг)
Хорошее: мы с вами можем есть суперполезный черный и красный рис. Это может приносить большую прибыль, а цена у него может быть доступная.
Минус: кроме авторов проекта, которые горят идеей, это мало кому нужно. А потому скорее всего мы будем покупать итальянский/китайский рис, засеянный в России, да еще в три раза дороже.
Что можно сделать? Как минимум репост, чтобы рассказать друзьям о черном рисе. Как максимум, можно написать мне на asteroid91@bk.ru обозначив, чем вам интересны герои и как им хотите помочь - я дам координаты.
*****************************************************************************
В этом году компания из Краснодара «Аратай» с проектом Super Food стала финалистом трека Agro&MedTech акселератора GenerationS. Руководитель компании Юлия Гончарова — генетик-селекционер. Всего в Super Food — двенадцать человек, вместе они занимаются выведением редких сортов красного и черного риса.
Юлия Гончарова рассказывает, что созданный компанией рис содержит в 20 раз больше антиоксидантов и в 5–8 раз больше микроэлементов и витаминов, чем белозерные сорта. Все ресурсы для производства новых видов риса в России есть: остается только донести до потребителей преимущества таких сортов и найти средства на запуск производства. К 2020 году компания хочет выйти на прибыль в 380 миллионов рублей.
Корреспондент Rusbase Екатерина Гаранина разобралась, как конкурируют белые и черные сорта риса и почему потребители еще не перешли на «суперфуды».
«Мы создали 22 сорта риса»
— Кто делает Super Food?
— В нашей команде двенадцать человек. Это ученые — генетики, селекционеры, технологи с докторскими и кандидатскими степенями, производственники. Все мы энтузиасты, которые отдают силы науке и любимой работе. Мы уже создали 22 сорта риса и получили 18 патентов. Среди созданных сортов крупнозерные (для ризотто), длиннозерные (для плова), среднезерные (для суши). Пять из созданных сортов до сих пор не имеют отечественных аналогов: «Мавр» (среднезерный с черным перикарпом), «Гагат» (длиннозерный с черным перикарпом), «Рыжик» (круглозерный с красным перикарпом), «Черные глаза» (чернозерный, глютинозный, ароматический), «Кардинал» (крупнозерный красный). Для получения финансирования проекта по созданию сортов риса с полезными свойствами создали фирму, участвуем в разных программах, чтобы найти партнеров по бизнесу и рекламировать продукт.
Казалось бы рис — это тяжело: вода, заброды. Дочь звонит: «Мама ты где? А, слышу, лягушки квакают — ты на работе». Действительно, сейчас ученый вынужден не только работать в лаборатории, но и фактически контролировать весь процесс создания сорта — от разработки генетических и селекционных методик до семеноводства, технологии выращивания и даже продвижения продукта на рынок.
— Почему именно рис, а не пшеница, томаты или что-то еще?
— Это одна из самых востребованных культур в мире, в России — в том числе. Да, рис у нас популярнее гречки и пшена, но мы не умеем его готовить. В Америке потребление риса — девять килограмм на человека в год, у нас — четыре. Я была на стажировке в Китае и на Филиппинах: у них есть и черный, и красный рис. Черный рис очень полезен для здоровья: снижает вероятность диабета, онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний. В моей семье есть предрасположенность к этим заболеваниям, поэтому меня заинтересовала идея вырастить полезный рис.
Первый сорт, «Мавр», мы создали в 2011 году, второй, «Гагат», — в 2012 году. Селекционная работа по своей сути не имеет конца. С каждым годом появляются новые болезни растений, меняется климат, всегда есть возможность увеличить урожайность и качество, повысить содержание антиоксидантов, микроэлементов, витаминов. Проблема в том, что во «ВНИИ риса» можно отдать на испытания только три сорта риса в год. Приоритет отдается белозерным сортам, которые уже известны потребителю. Вот и получается, что из-за квот и сложностей патентования и передачи на испытания все тормозится.
Если у вида есть полезный признак — например, высокое содержание антиоксидантов у черного риса, — то его можно перенести в создаваемый сорт при гибридизации белого отечественного риса с донором признака. Мы нашли нужный рис в Китае и Таиланде. В этих странах у черного риса низкая урожайность — его едят только знатные люди. Считается, что рис помогал поддерживать здоровье императору, простолюдинам его есть запрещалось (другое его название — запретный рис. — Прим. Rusbase).
Я привезла сорта черного риса из Китая, мы подобрали к ним пары для скрещивания (гибридизации. — Прим. Rusbase) среди отечественных высокоурожайных белозерных сортов с коротким периодом вегетации. Китайские сорта у нас не вызревали.
Чем так полезен черный рис?
Что происходит на мировом рынке риса?
Так ли все ужасно в России?
Можно ли создать успешное производство в России?
Почему идет дезинформация о черном сорте риса и потребитель не знает о нем?
Легко ли привлечь партнеров, которые будут помогать выращивать супер-рис?