Найти тему
Рязанский портал ya62.ru

Ни капли святого, или «Турбизнес» по-рязански

Губернатор Рязанской области Николай Любимов 10 апреля поручил региональному министерству культуры и туризма во взаимодействии с Рязанской епархией организовать работу по развитию религиозного туризма. 

Однако религиозный туризм в высочайших распоряжениях явно не нуждается и успешно развивается сам собой.

Одна из таких точек притяжения — «Святой источник «Троица», благоустроенный родник в Солотче, рядом с любимым местом отдыха рязанцев Лысой горой, привлекает посетителей уже 15 лет. Все эти годы за родником ухаживает «раб божий Георгий».

Многие туристы и жители Солотчи называют Георгия «батюшкой» и «святым отцом». Пришедшие за водой к источнику люди останавливаются и часто слушают его проповеди. Как пояснили корреспонденту YA62.ru местные жители, Георгий регулярно проповедует у источника в теплое время года, а основными темами бесед являются верное толкование Евангелия, переданное некими старцами, и «народная лингвистика».

Благоустроенный Георгием и его последователями родник немедленно стал местом необъяснимых явлений. Список «чудес» и необычностей, о которых Георгий рассказывает гостям, весьма разнообразен: колокольный звон «из ниоткуда», благоухание под сосной «как в святых местах», выкапывание кротами символа православного креста...

Особняком в списке чудес стоят «образы», которые «открывались» на протяжении лет на стволе обгоревшей, а затем основательно подпорченной паразитами сосны, расположенной рядом с источником. Первоначально Георгий, изучая фотографии, обнаружил на стволе сосны изображения монахов-основателей Солотчинского монастыря, затем открылись образы святителя Василия Рязанского, святых Петра и Февронии Муромских, Богородицы, Иисуса Христа и даже чёрта на коне, с кривой саблей. По словам Георгия, на часть этих образов ему указала иконописица Солотчинского женского монастыря и некие посетившие родник священники. Назвать имена и место службы этих священников Георгий отказался. Туристы же разглядели в коре старого дерева еще и целый сюжет из Иоанна Богослова. В данный момент сосна практически полностью лишилась коры и «образы» были почти полностью утрачены, так что Георгий демонстрирует их на распечатанных фотографиях. На взгляд корреспондента YA62.ru, на фотографиях присутствуют следы монтажа.

-4

Георгий называет себя смотрителем святого источника по благословению настоятельницы Солотчинского женского монастыря Варвары (умерла в 2012 году.– Прим. ред.), деньги же на благоустройство родника и строительство купели собираются по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Павла (с 2014 года патриарший экзарх всея Беларуси. – Прим. ред.).

«Троицу» посещают не только местные жители и отдыхающие на Лысой горе рязанцы, но и организованные экскурсии.

Корреспондент YA62.ru пообщался с посетителями источника.

Ольга:

– Вообще не понимаю, почему он чем-то здесь командует, тут раньше выше баня стояла, а как стали строить корпуса, что-то сдвинули, видимо, и вода тут стала мутной. Иногда сюда заезжаем, но место это конечно святым не считаем.

Анастасия (отказалась фотографироваться):

– Хожу сюда сколько себя помню, считаю, что это святое место, много лет уже, воду пью постоянно. Ну, она не целебная, может быть, но просто хорошая.

Наталья и Александр:

– Ходим сюда давно. Не то чтоб очень верим в целебность этой воды, наверное, где природа, там и есть и целебность, и сила.

Позиция Рязанской епархии Русской православной церкви по поводу святости источника и деятельности Григория оказалась однозначной:

«Родник, который находится в непосредственной близости от Солотчинского монастыря, не имеет статуса святого источника. Люди, собирающие рядом денежные средства, не являются представителями Рязанской епархии и монастыря и действуют без благословения. Просим рязанцев быть осторожными и не оставлять пожертвований тем, кто занимается мошенничеством». 

Сам Георгий очень удивился подобной реакции Церкви.

— Не может быть, чтоб это заявил Марк (митрополит Рязанский и Михайловский. – Прим. ред.), наверное вам ответила какая-нибудь уборщица из епархии, – заявил Георгий.

Кроме моментов религиозных, остается вопрос чистоты источника. Согласно данным анализа воды, полученным рязанскими экоактивистами в 2015 году, источник можно было считать безопасным (содержание примесей тогда не превышало предельно допустимые нормы), но никак нельзя назвать чистым. Например, по содержанию нитратов и полифосфатов (следов канализации и моющих средств. –Прим. ред.), источник у Лысой горы оказался в десятки раз грязнее воды из колонки на улице Новослободской в Рязани.

По словам градозащитника Игоря Кочеткова, с 2015 года антропогенная нагрузка на экосистему Солотчи значительно выросла. Данные анализов 2011 и 2015 годов показали рост степени загрязненности источника. 

Несмотря на сомнительное качество воды и однозначную «несвятость», родник уже упоминается на множестве интернет-сайтов как святое место и обзавелся преданной армией последователей, регулярно привозящих «целебную» воду в Рязань. Поток посетителей к неофициальной «святыне» в выходные дни cравним с трафиком в крупном рязанском гипермаркете. Перед нами пример того, как человек с небольшим бюджетом с ноля создал популярную туристическую достопримечательность, привлекающую экскурсии. Как раз то, что так долго пытается сделать Рязанская область, проводя бесчисленные конференции и круглые столы.

P. S.

«Раб божий Георгий» рассказал корреспонденту YA62.ru, как предыдущего журналиста, писавшего об источнике и не давшего ему проверить свой материал перед публикацией, активно искали благотворители, «которые совсем не такие, как старцы, которые всех любят, а афганцы, искали, чтоб ноги ему повыдергать». По словам Георгия, с людьми, замышляющими, а тем более пишущими об источнике плохое, происходят неприятности и им приходится каяться.

Сергей Фролов

Самые свежие и интересные новости в нашем Telegram-канале.Подписывайтесь!