В начале века Густав Климт подвергается жесткой критике за картину «Юриспруденция», из-за скепсиса, который выразил к этой науке. А через 30 лет нацисты конфискуют это полотно у собственницы только на том основании, что она — еврейка. Вот тебе и права человека. Ирония судьбы, не иначе.
В эфире 2ая серия детектива об исчезнувших полотнах Климта (начало тут). По ходу истории картины будут исчезать одна за другой, а финальная сцена добьет окончательно. Итак, следите за руками:
1937 год. Серена Ледерер живет в квартире в самом сердце Вены, там же хранит коллекцию творений Климта: 17-20 картин, около 650 рисунков и скульптуру «Сфинкс» (да, я тоже удивилась). Это была самая большая частная коллекция работ Густава Климта. Всё это задокументировано в Ведомстве по охране памятников культуры.
1939 год. Серена бежит в Будапешт от нацистов, а те конфискуют ее коллекцию и устраивает междусобойчик: «Юриспрденцию», например, покупает гауляйтер НСДАП Бальдур фон Ширах. При этом педантично проводят инвентаризацию: к каждой картине цепляют номер и фотографируют. И вдруг... картин только 14. Как минимум три исчезают.
Варианты? Перепродали. И до сих пор собственники не спешат обнародовать сокровища — их могут отсудить, ведь изъятие коллекции было наглым грабежом. Или картины могли отойти верхушке Рейха, затем быть спрятанными в тайниках, которые до сих пор не найдены. Других разумных вариантов, похоже, нет.
1943 год. На фронте запахло жаренным. Третий Рейх начинает суетиться, прячет награбленное куда подальше. Коллекцию Ледереров отправляют в замок Иммендорф. Перед транспортировкой реставратор снимает факультетские картины с подрамников, сворачивает и дает письменные указания развернуть и натянуть их как можно скорее. 22 марта все загружают в грузовик, 3 апреля он прибывает в замок. Картины выгружают, но факультетских нет. Упс. К слову сказать, расстояние от Вены до замка — 80 км.
Варианты? Либо у свидетелей тех событий провалы в памяти (и они запамятовали самые крупные работы из привезенных), либо картины перехватили раньше. Есть в истории случай, когда полотна 6 на 8 метров свернули в рулоны и спрятали от нацистов, а потом чисто случайно нашли их только через 20 лет после войны. Так что всё может быть.
7 мая 1945 года фашисты покидают Иммендорф. 8 мая в два часа по полудни советские солдаты входят в замок. Еще чрез три раздается взрыв. Считается, что войска СС оставили взрывное устройство с часовым механизмом. А еще считается, что в том пожаре погибла коллекция Ледереров.
• Но она была собственностью Третьего Рейха. Зачем было ее взрывать? Ни один другой склад с произведениями искусства (а их было много) не был взорван.
• Два года из замка курсировали машины в другие места, где хранилось награбленное.
• Местный пастор писал о мародерстве после пожара.
Это я к чему? Пару лет назад была обнаружена квартира, в которой были спрятаны 1,5 тысячи произведений искусств, купленных при нацистах. Вам не кажется, что у нас все еще есть шанс обнаружить исчезнувшие работы Климта? Представляете, что это будет? Аж мурашки по коже.
Жмякайте лайк. А я напишу вам истории про огромные полотна Альфонса Мухи. Он не только красивых девушек рисовал, но и брался за сложные, трагические темы. А потом прятал от СС. В общем, еще одна удивительная история.
PS. Факультетские картины черно-белые потому, что у нас есть только черно-белые фотографии. Но часть пропавших картин были отсняты на цветную пленку. И тут еще один вопрос: почему качество цветных снимков настолько высокое?
PPS. Кстати, в коллекции Ледереров был и Бетховинский фриз. Но его отправили не в Иммендорф, а в замок Тюрнталь, чем и спасли. А после войны вернули наследнику, сыну Ледереров. Теперь эту красоту можно лицезреть в Сецессионе.