Нет в живописи большего революционера, чем Караваджо. Он окончательно спустил святых с небес на землю и стал писать их как людей, порой настолько реалистично, что его святые сверкали грязными пятками. Но а как иначе, если они были босиком!
Жизнь Караваджо прошла в сплошных пьянках, дебошах, драках (в одной из которых он даже убил человека). Он сидел в тюрьме, сбегал и скитался, пока не умер при невыясненных обстоятельствах. Скорее всего, сработала итальянская вендетта.
Натурализм и свет
Наследие Караваджо сложно переоценить. Его почитали Рембрандт, Рубенс, Веласкес. Первым Караваджо стал противопоставлять свет и тень, чтобы расставить акценты. Позже эти приемы полюбили фотографы и режиссеры. Мартин Скорсезе не раз признавался в любви Караваджо. Посмотрите, как режиссер выстроил свет во многих сценах фильма "Славные парни" (1990), и сравните с полотном Караваджо.
Художник стремился к полной реалистичности: изображая умершего, даже потребовал эксгумировать покойника и принести к нему в мастерскую. А когда натурщики попробовали отказаться трогать покойника, пригрозил их всех зарезать. Неистовость, с которой он жил, может сравниться только с неистовостью его живописи.
Про других художников читайте в моем Инстаграм блоге.
На полотне «Неверие Св.Фомы» изображена евангельская сцена, когда Фома, отказавшийся верить рассказам о воскрешении Христа, смог убедиться в этом воочию.
«Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.»
Натюрморт и эмоции
Это самый необычная картина конца 16 века. Во-первых, Караваджо был первым, кто написал корзину с фруктами как самодостаточную картину. Фрукты и цветы, начиная с его натюрморта, становятся полноправными членами композиции. Во-вторых, Караваджо запечатлел мгновенную реакцию героя: на его лице отразилась боль от внезапного укуса. До Караваджо, эмоций или не было совсем, или это были статичные состояния: печаль, тоска. И вдруг на картине мы четко видим мгновение, на лице героя есть мимика. Именно этим значима эта картина в истории живописи.
Обратите внимание, что в вазе отражается открытое окно. Это сложно и продуманно. До Караваджо тоже так никто не заморачивался.
В образе мальчика Караваджо изобразил своего друга Марио Миннити. Некоторые приписывают им отношения более близкие, чем просто дружба. Однако, вряд ли это так. Скорее, Караваджо был настоящим гангстерито, как герои фильмов Скорсезе. Он любил прекрасное, пил, дебоширил и готов был убить за то, что ему важно. Конечно, бросается в глаза излишняя женственность мальчика. Марио позировал Караваджо для нескольких работ, но в этой женственность зашкаливает. Всему виной сюжет картины. Сцена укуса ящерицей восходит к мифу об укусе ядовитой саламандрой Аполлона. А как мы помним, Аполлон -самый красивый. Видимо, пытаясь придать мальчику неземную красоту, Караваджо нарисовал почти девочку, что в общем-то тоже доказывает традиционность его ориентации.
Караваджо самый темпераментный из художников, попросту хулиган. С молодых лет он пристрастился к кабакам и борделям. Практически каждую ночь он напивался и отчаянно дрался. Жизнь Караваджо полна невероятных событий: драки, гулянки, убийство, приговор, бегство, камера смертников, кровавая вендетта, исчезновение, и внезапная смерть накануне помилование. Он был истинным страстным итальянцем.