Отрывок из книги Романа Зинзера «FAQ Нью-Йорк»
Сегодня перечитал написанные ранее главы. Вы, наверное, подумаете, что очень меня тянет писать про Нью-Йорк разного рода чернуху. Кладбища, отходы, мафия, убийство Леннона и прочее. Обещаю, следующий рассказ − последний про Нью-Йорк с изнанки. По крайней мере, я постараюсь.
Есть в американском английском языке выражение «up the river» − вверх по реке. Обычно используется в предложениях типа: «He will go up the river» − он пойдет вверх по реке, или «They sent him up the river» − его отправили вверх по реке. Выражение означает, что кто-то плохо кончит или кто-то попал в тюрьму. У фразы
есть конкретный исторический подтекст. Река здесь – это Гудзон, который течет вдоль Нью-Йорка. А выше по течению Гудзона, в 48 километрах от Манхэттена, находится тюрьма особо строгого режима Синг-Синг. Смотрели фильм с Брюсом Уиллисом в роли грабителя «Гудзонский ястреб»? Именно потому ястреб и гудзонский, что вышел в начале фильма из Синг-Синга.
Синг-Синг, или «камень на камне», − это название индейского племени, проживавшего ровно там, где сейчас томятся преступники. Вот уж, действительно, американцам было просто с названием различных своих заведений. Надо лишь взять имя выгнанных индейцев, и вуаля.
Синг-Синг начала свою работу в 1826 году: туда сразу же прислали зэков из других тюрем штата Нью-Йорк и посадили их за работу. Режим в Синг-Синге был не кекс. Понятно, вряд ли тут уместно сравнение с советским ГУЛАГом, но то, что заключенным совершенно запрещалось разговаривать, передвигались они
только в «жесткой сцепке» с другими товарищами по криминальной стезе, то, что во время прогулок все должны были смотреть строго в одну сторону, и, наконец, то, что в Синг-Синге электрический стул выключали только для того, чтобы убрать еще дергавшийся труп и посадить нового «пациента», − все это принесло Синг-Сингу мрачную славу. И всего-то в десятках километров от неоновой Таймс-сквер, Бродвея и мюзиклов.
Синг-Синг работает уже почти 200 лет, и закрывать ее не собираются. Да, оригинальные корпуса тюрьмы были законсервированы и переданы для музейной реставрации, но вся остальная инфраструктура работает очень активно: Синг-Синг является второй колонией в США по количеству заключенных, которых там
сейчас более 2 тысяч человек.
В Синг-Синг сажали и сажают самых отъявленных злыдней, по мнению суда. Тут сидели итальянские мафиози и черные отморозки, которых время от времени сажали на электрический стул, у которого в Синг-Синге есть свое милое прозвище Old Sparky, или Старый Искрун. И лишь одному человеку удалось сбежать из этой тюрьмы – грабителю банков Вилли Саттону.
Несколько раз в Синг-Синге зэки поднимали восстания, но все они были жестко подавлены. В 1953 году здесь были «электрофицированы» супруги Розенберги за шпионаж в пользу СССР. Процесс этот был темный, и до сих пор не вполне понятно, за дело их того или нет, но суть, что Розенберги якобы выкрали ядерные секреты США, результатом чего было появление ядерного оружия у товарища Сталина.
Синг-Синг в 1935 году посетили два советских писателя И. Ильф и Е. Петров в ходе их поездки по США и потом написали отличную книгу «Одноэтажная Америка». Прочтите − узнаете много нового.
А казнить в Синг-Синге перестали в 1964 году, именно тогда Старый Искрун сделал дело в последний раз, после чего его переместили в другое похожее заведение как экспонат для будущего музея.