Найти в Дзене

Владимир Боровиковский

Владимир Боровиковский, один из талантливых и самобытных художников своего времени, родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде, на Украине, в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. Отец, дядя и братья его были иконописцами в свободное от службы время, поэтому в молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи в домашних условиях под руководством отца. Следуя семейной традиции, Владимир поступил на военную службу в 1774 году, но, получив чин поручика в первой половине 1780-х годов, ушел в отставку и полностью посвятил себя искусству. Киевский музей украинского искусства и Русский музей в Санкт-Петербурге содержат несколько икон, написанных молодым Боровиковским.

Визит Екатерины II в Крым в 1787 году имел решающее значение для смены судьбы Боровиковского. Известный поэт восемнадцатого века В.В. Капнист, тогда еще дворянский маршал Киевской губернии, попросил художника украсить в Кременчуге одну из комнат дома, в котором собиралась проживать Екатерина. Боровиковский написал две большие аллегорические картины, видимо, со значительным мастерством, и его пригласили в Петербург. 20 октября 1787 года он подписал завещанный отцом акт о разделе имущества и навсегда покинул Миргород.

В 1788 году Боровиковский селится в Петербурге, первые десять лет живет в доме известного архитектора Н. А. Львова, который приглашал в дом разных деятелей культуры, с которыми и познакомился Владимир Лукич: Г.Р. Державин, И.И. Хемницер, Е.И. Фомин, а также Д.Г. Левицкий, который стал его другом и учителем. Таким образом, Боровиковский оказался в обществе поэтов, чьи интересы и идеи были связаны с новой волной в литературе – сентиментализмом. Были опубликованы «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои сентиментальные стихи, а в поэзии В.В. Капниста звучали лирические ноты. Эта линия в литературе нашла свое отражение в искусстве Боровиковского.

С 1792 года Владимир Лукич занимался живописью у И.Б. Лампи, который передал ему свою мастерскую, когда уехал из России. Здесь Боровиковский проработал остаток своей жизни более тридцати лет напряженной работы. От своих учителей он научился блестящей технике, легкому, прозрачному стилю и мастерству композиционных приемов. В центре его внимания был внутренний мир человека и его неповторимая индивидуальность.

В его портретах образ в целом был подчинен идеалу чистой поэтической личности с возвышенной душой. Поза, расположение рук и пейзаж были своего рода настройкой для лица модели. Боровиковский разработал особый стиль, в котором мягко играющие перламутровые оттенки и гладкая поверхность, как фарфор, сочетались с точностью рисунка и классически строгими линиями.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. Боровиковский был обаятельным человеком с мягким характером. Его воспитанники-среди фаворитов был Алексей Венецианов – жили в его доме как члены семьи. Они постоянно обращались к нему за помощью: он разбирал их ссоры, поддерживал морально и материально.

Одним из наиболее зрелых лирических произведений Боровиковского стал портрет Марии Лопухиной (1797). Этой картине многие поэты посвящали изысканные строки.

Яков Полонский. К ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ

Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Боровиковский скончался на шестьдесят восьмом году жизни 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, попросив похоронить его "без излишних церемоний". Венецианов писал в письме другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... ".

Художник был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Прошло много десятилетий, прежде чем был проявлен общественный интерес к этому великому художнику, но выставка 1905 года, на которой было представлено более сотни его портретов, помогла привлечь внимание общественности. После революции 1917 года произведения, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.

Портрет поэта Г.Р. Державина
Портрет поэта Г.Р. Державина
Портрет художника Д. Левицкого
Портрет художника Д. Левицкого
Портрет Павла I в белом далматике
Портрет Павла I в белом далматике
И.В. Бугаевский-Благодатный
И.В. Бугаевский-Благодатный
Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина
Портрет вице-канцлера князя А.Б. Куракина
Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772-1829), жены друга Боровиковского - архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. На портрете 18 лет
Портрет Ольги Кузьминичны Филипповой (1772-1829), жены друга Боровиковского - архитектора, участвовавшего в постройке Казанского собора. На портрете 18 лет
Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки. На портрете 18 лет
Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина (1769—1814), невестка орловского наместника А. С. Лопухина. Скончалась от чахотки. На портрете 18 лет
Елена Александровна Нарышкина, в первом браке — княгиня Суворова, во втором браке — княгиня Голицына (1785 — 3 декабря 1855) — светская красавица начала XIX века, фрейлина русского императорского двора. Дочь А. Л. Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка адмирала А. Н. Сенявина, сестра Л. А. и К. А. Нарышкиных; невестка генералиссимуса А. В. Суворова, двоюродная сестра графа М. С. Воронцова. На портрете 14 лет
Елена Александровна Нарышкина, в первом браке — княгиня Суворова, во втором браке — княгиня Голицына (1785 — 3 декабря 1855) — светская красавица начала XIX века, фрейлина русского императорского двора. Дочь А. Л. Нарышкина и Марии Сенявиной, внучка адмирала А. Н. Сенявина, сестра Л. А. и К. А. Нарышкиных; невестка генералиссимуса А. В. Суворова, двоюродная сестра графа М. С. Воронцова. На портрете 14 лет
Елизавета Григорьевна Тёмкина (13 июля 1775, Москва — 25 мая 1854) — предполагаемая дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. На портрете 22 года
Елизавета Григорьевна Тёмкина (13 июля 1775, Москва — 25 мая 1854) — предполагаемая дочь императрицы Екатерины II и светлейшего князя Г. А. Потёмкина-Таврического. На портрете 22 года