Владимир Боровиковский, один из талантливых и самобытных художников своего времени, родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде, на Украине, в семье казака Луки Ивановича Боровиковского. Отец, дядя и братья его были иконописцами в свободное от службы время, поэтому в молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи в домашних условиях под руководством отца. Следуя семейной традиции, Владимир поступил на военную службу в 1774 году, но, получив чин поручика в первой половине 1780-х годов, ушел в отставку и полностью посвятил себя искусству. Киевский музей украинского искусства и Русский музей в Санкт-Петербурге содержат несколько икон, написанных молодым Боровиковским.
Визит Екатерины II в Крым в 1787 году имел решающее значение для смены судьбы Боровиковского. Известный поэт восемнадцатого века В.В. Капнист, тогда еще дворянский маршал Киевской губернии, попросил художника украсить в Кременчуге одну из комнат дома, в котором собиралась проживать Екатерина. Боровиковский написал две большие аллегорические картины, видимо, со значительным мастерством, и его пригласили в Петербург. 20 октября 1787 года он подписал завещанный отцом акт о разделе имущества и навсегда покинул Миргород.
В 1788 году Боровиковский селится в Петербурге, первые десять лет живет в доме известного архитектора Н. А. Львова, который приглашал в дом разных деятелей культуры, с которыми и познакомился Владимир Лукич: Г.Р. Державин, И.И. Хемницер, Е.И. Фомин, а также Д.Г. Левицкий, который стал его другом и учителем. Таким образом, Боровиковский оказался в обществе поэтов, чьи интересы и идеи были связаны с новой волной в литературе – сентиментализмом. Были опубликованы «Письма русского путешественника» и «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, поэт Дмитриев писал свои сентиментальные стихи, а в поэзии В.В. Капниста звучали лирические ноты. Эта линия в литературе нашла свое отражение в искусстве Боровиковского.
С 1792 года Владимир Лукич занимался живописью у И.Б. Лампи, который передал ему свою мастерскую, когда уехал из России. Здесь Боровиковский проработал остаток своей жизни более тридцати лет напряженной работы. От своих учителей он научился блестящей технике, легкому, прозрачному стилю и мастерству композиционных приемов. В центре его внимания был внутренний мир человека и его неповторимая индивидуальность.
В его портретах образ в целом был подчинен идеалу чистой поэтической личности с возвышенной душой. Поза, расположение рук и пейзаж были своего рода настройкой для лица модели. Боровиковский разработал особый стиль, в котором мягко играющие перламутровые оттенки и гладкая поверхность, как фарфор, сочетались с точностью рисунка и классически строгими линиями.
В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. Боровиковский был обаятельным человеком с мягким характером. Его воспитанники-среди фаворитов был Алексей Венецианов – жили в его доме как члены семьи. Они постоянно обращались к нему за помощью: он разбирал их ссоры, поддерживал морально и материально.
Одним из наиболее зрелых лирических произведений Боровиковского стал портрет Марии Лопухиной (1797). Этой картине многие поэты посвящали изысканные строки.
Яков Полонский. К ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Боровиковский скончался на шестьдесят восьмом году жизни 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, попросив похоронить его "без излишних церемоний". Венецианов писал в письме другу: "Почтеннейший и великий муж Боровиковский кончил дни свои, перестал украшать Россию своими произведениями и терзать завистников... ".
Художник был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.
Прошло много десятилетий, прежде чем был проявлен общественный интерес к этому великому художнику, но выставка 1905 года, на которой было представлено более сотни его портретов, помогла привлечь внимание общественности. После революции 1917 года произведения, разбросанные по дворянским усадьбам и частным собраниям, влились в музеи и сейчас с достаточной полнотой представляют творческое наследие этого выдающегося мастера.