Когда в конце 1939-го Николая Ежова обвинили в подготовке государственного переворота, «железный нарком» заявил что единственная его ошибка – недостаточно впечатляющие масштабы репрессий. Между тем, в период его пребывания на посту главы НКВД только с июля 1937 года по ноябрь 1938 года были арестованы более 1,5 миллионов человек.
Существует огромное количество свидетельств, о том что «Железный нарком» любил лично присутствовать на пытках и занимался поиском контрреволюционеров, даже находясь в отпуске.
В феврале 1937-го состоялся пленум ЦК ВКП (б), на котором была дана официальная установка к большому террору. В том же году Сталин санкционирует применение пыток к арестованным. Ежов режиссирует показательные судебные процессы, среди них — дело «право-троцкистского блока» и «параллельного антисоветского троцкистского центра». Подробности этих процессов каждый день освещались в газете «Известия». Подсудимые обвинялись в шпионаже, подготовке террористических актов и провокации военного нападения иностранных государств на Советский Союз. Еще в 1936 году нарком внутренних дел начал поиск компромата на советских военачальников; для Ежова совместная с обвиняемым служба уже являлась обоснованием причастности к заговору.
По официальным данным, жертвами большого террора стали более 681 тысяч человек.
Ежов, несомненно, знал о грядущем аресте. В августе 1938-го его первым заместителем назначен Лаврентий Берия. Спустя два месяца Сталин инициировал очередную чистку в рядах НКВД. По ее итогам было принято постановление «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия». В документе отмечалось, что «работники НКВД настолько отвыкли от кропотливой, систематической агентурно-осведомительной работы и так вошли во вкус упрощенного порядка производства дел, что до самого последнего времени возбуждают вопросы о предоставлении им так называемых «лимитов» для проведения массовых арестов».
Ежову дают совершенно неинтересную для него работу в Народном комиссариате водного транспорта. В начале 1939-го арестованы ближайшие соратники Ежова, в апреле забирают его. К бывшему руководителю НКВД применяют те самые пытки, за которыми любил наблюдать он сам. В отличие от громких судов 1937—1938 годов, которые широко освещались в прессе, бывшего любимца Сталина убирают без лишнего шума. Его имя исчезает из печати. 4 февраля 1940 «железный нарком» был расстрелян как враг народа и иностранный шпион.
Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное!