Прочувствуйте, как звучит – прикассовая зона. Если от этого словосочетания у вас не возникает воодушевления и предвкушения прибыли, значит, вы не владелец магазина. Или просто недавно в нашем бизнесе.
Прикассовая зона – самое доходное место любого магазина. Этот общеизвестный факт не требует доказательств и активно используется для получения прибыли. Но далеко не всегда раскрываются все возможности такой «горячей точки».
Понятие прикассовой «горячей» зоны
В любом магазине есть три ключевые точки, между которыми двигаются покупатели: вход, зона с ходовым товаром и касса. Это так называемый «золотой треугольник», который приносит большую часть прибыли. Причем ее львиная доля приходится именно на кассу.
Но почему происходит именно так? Возле кассы покупатель волей-неволей проводит некоторое время, дожидаясь своей очереди, и от скуки изучает все, на что падает его взгляд. Примерно половина всех клиентов именно на кассе вспоминает, что они забыли или что давно хотели купить. Искусство торговли заключается в том, чтобы разместить в прикассовой зоне как раз те самые товары, которые человеку могут понадобиться. При этом они должны быть доступными, как минимум дешевле значительной части товаров в магазине.
В некоторых магазинах специально создают очереди, чтобы клиенты больше внимания уделяли прикассовой зоне. Это очень легко сделать: просто посадите на одного кассира меньше, чем нужно.
В этой зоне особое внимание нужно уделять оборудованию: корзинам, витринам, полкам, стеллажам, стойкам и так далее. Они не должны перекрывать друг друга, не должны мешать покупателю (желательно еще и кассиру), но при этом места для товара должно быть как можно больше.
Некоторые крупные производители предлагают такое оборудование с огромной скидкой или вообще бесплатно, при условии, что именно их товар будет занимать больше всего места в прикассовой зоне.
Товар возле кассы обычно маленький и дешевый. Его можно взять в руки, повертеть, рассмотреть и так далее. Но его нельзя игнорировать. На это и делается ставка. Чем больше вариантов предлагается клиенту, тем больше вероятность того, что в конечном итоге он приобретет больше запланированного. Это так называемые «импульсные» покупки.
Существует два основных варианта использования такой зоны:
- Отдать ее в аренду одной или нескольким фирмам. Это удобный вариант, который снимает все заботы по выкладке с плеч владельца предприятия. Но актуален он, к сожалению, только для больших сетевых магазинов. Мелкие торговые точки особо не интересуют крупных производителей, хотя бывает всякое.
- Самостоятельно определять, что будет выложено в прикассовой зоне. Доход в данном случае будет классическим – от продаж. Такой вариант чуть сложнее, так как требует продуманной организации, зато никто не диктует свои условия.
Что за импульсные покупки и какими они бывают
Существует три основных разновидности импульсных покупок, в зависимости от направленности товара.
Побудительные
Главная цель – заинтересовать покупателя чем-то необычным. Например, редкими, но доступными по цене товарами, которые сложно найти. Это не должны быть вещи первой необходимости, но они обязаны вызвать интерес, побудить купить и попробовать. Яркие баночки со средствами для ухода за одеждой или обувью, необычные наушники с молнией, сушилки для обуви, оригинальная бижутерия, брелоки и так далее. В общем, нечто уникальное.
Напоминания
Это товары, которые постоянно нужны, но о них всегда забывают. Носки, шнурки, стельки, колготки и все в таком духе.
Примеры названы простейшие, в действительности вариантов огромное множество. В первую очередь отталкивайтесь от ассортимента вашего магазина, но это не обязательное требование, особенно если площади возле кассы сдаются в аренду. Главное, чтобы товар действительно был полезным.
Запланированные
Сюда относятся товары, которые не особо нужны, но их всегда хотят купить. Это могут быть зонты, носовые платки, аксессуары для волос, кошельки и так далее. Опять же, вариантов может быть масса, ограниченная только вашим ассортиментом и фантазией.
Многие товары могут относиться сразу к нескольким группам. Те же средства для ухода за обувью могут быть нужными и запланированными, а если к тому же относятся к редкой марке или являются новой моделью, то попутно они еще и побудительные.
Очень удобно располагать в прикассовой зоне сопутствующие основным товары. Особенно это актуально для специализированных магазинов. Торгуете обувью – средства для ухода.
Полезные советы:
- На кассе всегда должны быть сухие и влажные салфетки. Их редко планируют купить, но они всегда нужны, особенно мамам с детьми. Вытереть чаду вымазанные в конфетке ручки, протереть их после примерки и так далее.
- Цена прикассовых товаров должна быть существенно меньше, чем стоимость большинства ассортимента вашего магазина. К примеру, на фоне туфель за 10 тысяч рублей набор для ухода за ними стоимостью в 500–1000 рублей уже не будет казаться излишне дорогим.
- Акционные товары – наше все. Размещаем на кассе большую табличку в стиле «Только сегодня и только для вас с 50 % скидкой…» и продаем все подряд. Например, губку для обуви. Любая хозяйка купит себе хотя бы одну штучку со скидкой, даже если дома уже есть. Про запас.
- Учитываем сезонность. Летом – солнцезащитные очки, обязательно на специальной стоечке, для удобства. Зимой – варежки, шапки, шарфы и так далее. Чтобы товар привлекал еще больше внимания, его наличие можно подчеркнуть красивыми табличками или вывесками. Особенно удачно будет использовать что-то вроде «А ты не забыл купить?».
- Детские товары. Не секрет, что именно детишки являются одними из самых основных потребителей множества товаров. Потому возле кассы часто можно встретить киндер-сюрпризы, чупа-чупсы и тому подобные разрекламированные сладости. Это золотая жила, которой не рекомендуется пренебрегать, особенно если вы торгуете детской одеждой и обувью. Даже если родители зашли в магазин без ребенка, всего один взгляд, брошенный на «киндер», вызовет мысли «А не побаловать ли малыша?» и многие-таки балуют, да. Ну а нам того и надо.
Чек-лист по оформлению прикассовой зоны
- Нет раздумьям. Убедитесь, что человеку на кассе не придется выбирать. Это может серьезно замедлить очередь. Одно дело, простоять несколько минут, и совсем другое – ждать полчаса, пока предыдущий покупатель выберет то, что ему нужно, из десятка однотипных товаров.
- Чтобы дотянулись. Товар должен находиться в свободном доступе. Никто не будет напрягаться для того, чтобы достать не особо нужную вещь. Другое дело, если она сама попадается под руки.
- В меру. Товаров может быть много, но до разумного предела. На кассе должно оставаться достаточно места для ее прямых функций. Слишком большой ассортимент продукции скорее оттолкнет, чем заставит купить.
- Разделяй и продавай. Удачным шагом будет размещение разнотипных товаров отдельными группами с небольшим пустым пространством между ними. Такой подход визуально разделит их и привлечет больше внимания при минимальной потере полезной площади.
- Налетай, подешевело! Ценники. Яркие, цветастые, с большими цифрами – это обязательно. Покупатель должен ясно видеть, насколько тут все дешево.
- Ну не выбрасывать же. Не стоит выкладывать на кассе те товары, которые уже годами пылятся на прилавках. Даже со скидкой – это не самое удачное решение, способное подорвать имидж магазина. Для подобных категорий товаров лучше выделить отдельный стенд в дальнем углу, куда и скидывать весь неликвид по бросовым ценам. Кому надо – тот найдет.
- Красота-то какая, лепота. Клиенту должно быть приятно находиться рядом с кассой. Она должна быть чистой и аккуратной. Краски яркие, но гармонично сочетающиеся с интерьером. Приветствуются оригинальные решения в дизайне, который будет выделяться. Грамотно оформленный внешний вид привлечет внимание к товарам, что в свою очередь увеличит объем продаж.
- Выкладка. Мелкие товары на уровне глаз, крупные – ниже. Ни в коем случае не выше, тянуться никто не будет. Важно учесть средний рост потенциальных покупателей. В России это примерно 170 сантиметров для взрослого человека. Если ориентируетесь на детей, то «уровень глаз» должен быть значительно ниже. Тут нужен индивидуальный подход в зависимости от целевой аудитории.
- Большой брат видит тебя! Помните, что прикассовая зона – основная точка для хищения товаров. Продукция мелкая и доступная, а кассир занят своими непосредственными обязанностями и не может следить за всем. Поэтому стоит на самое видное место поместить камеру и сопроводить ее яркой табличкой из области «В зале ведется видеонаблюдение».
- Ничего не должно мешать. Совсем. Стенды удобные и негромоздкие. Товар расположен так, чтобы не перекрывать другие предложения. Лучше проверить на себе. Встаньте возле кассы и оцените, легко ли добраться до всех товаров и нет ли никаких препятствий для покупателей.
- Оборудование. Прежде чем обустраивать прикассовую зону, изучите предложения поставщиков. Возможно, какая-то компания предложит вам оборудование без дополнительной оплаты или с хорошей скидкой.
- Реклама – двигатель торговли. Так как в очереди возле кассы заняться особо нечем, люди склонны рассматривать рекламу. Эту особенность не стоит игнорировать. Все свободные площади занимайте рекламой, но, разумеется, до разумного предела.
- Каждому свое место. Разные товары должны быть расположены на разных стойках, корзинках или стендах. Упорядоченная продукция приятнее глазу, а хаос, наоборот, отталкивает.
Если учесть все вышеперечисленные правила и нюансы, можно обустроить эту «золотую» зону так, что прибыль от нее будет чуть ли не больше, чем со всего остального магазина.