Карта Мясницкого района на проходной НИУ ВШЭ, вертолет с бабушкой на борту и «мерзкий» бюст философа Славоя Жижека: как провести два года на Хитровке и не сойти с ума.
Я сдал студенческий билет и готовлюсь к возвращению в мир, в котором нет льгот на проезд в метро. Безлимит за 380 рублей в месяц останется в прошлом. Это пугает, и именно об этом я думаю сейчас, за два дня до вручения диплома магистра.
Я два года учился на факультете коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики. Может быть, мне стоило вести блог или Telegram-канал о студенческой жизни и рассказывать обо всем, что со мной происходило. Я этого не делал. Но поделиться впечатлениями всё-таки хочется, и я решил собрать их в этом тексте. К тому же сейчас идет приемная кампания, пусть будущие магистранты разом прочтут всё.
Как я поступил?
Мне 29 лет. В январе 2016 года я сходил на зимнюю школу программы «Медиапроизводство в креативных индустриях», в феврале написал олимпиадное эссе. Его текст опубликован у меня в фейсбуке. Мне поставили 92 балла, на нашей программе это была самая высокая оценка. Летом я привез диплом специалиста в приемную комиссию и поступил без экзаменов.
Может быть, это была судьба. Ещё во время работы на вышкинском портале я помогал снимать вот это промовидео.
Наш выпуск — последний для программы «Медиапроизводство в креативных индустриях». С прошлого года студенты поступают на «Трансмедийное производство в цифровых индустриях». Преподаватели там те же, курсы вроде похожие, так что мой опыт пригодится и новым студентам.
Чему нас учили?
Давайте я перескажу вам типичный диалог со студентом нашей программы:
— Как называется твоя магистратура?
— Медиапроизводство в креативных индустриях.
— Хм, звучит не очень понятно.
— Да, есть такое.
— И на кого ты там учишься?
— На продюсера.
— На продюсера чего?
— ХЗ
Вот что мы с ребятами делали в течение этих двух лет: выпускали электронную книгу, снимали новостной репортаж, снимали видеоэтюд, придумывали форматы для ТВ и для YouTube, делали выпуск телешоу, снова придумывали форматы, анализировали любимые компьютерные игры, учились брифовать мультимедийные проекты, разрабатывали цифровые расширения для музеев, писали рецензии на сериалы и фильмы.
Какой-то специализации не подразумевалось, и ответить на вопрос «продюсер чего?» было невозможно. Всего, ёпта.
Вот, например, моя одногруппница Лора пытается ответить на похожий вопрос (включите с 9:25) в ток-шоу «После диплома»:
Студенты нынешней программы скажут «продюсер трансмедийных проектов», но это может вызвать еще больше вопросов («Каких-каких проектов?»). Короче, абитуриентам я советую заранее придумать адекватный ответ, чтобы не попадать в неловкие ситуации.
Зачем я пошел учиться?
Мне просто хотелось быть выпускником Вышки. Во-первых, я несколько лет проработал редактором hse.ru и полюбил университет, во-вторых, меня не устраивало первое образование, и я хотел поучиться в топовом вузе. Факультет коммуникаций, медиа и дизайна я выбрал из-за своих профессиональных занятий, умений и интересов.
Если вам больше 25 лет, то такой ответ никого не устроит. Подумайте заранее, что будете говорить людям: прокачать конкретные навыки, научиться вести большие проекты, подготовить себя к продвижению в карьере. Особенно важно подготовиться перед собеседованием, потому что работодателям не нравятся кандидаты, которые вдруг решили снова пойти на учебу без ясных поводов.
Если вы вчера закончили бакалавриат и просто поступили на следующую ступень, все равно подумайте над формулировкой. Будет что ответить приставучим преподавателям.
Университет VS работа
Преподаватели хотят, чтобы вы жили учебой, вовремя сдавали экзамены и готовили классные проекты. Работа однозначно мешает и учиться, и получать от образования удовольствие.
Тем не менее, в нашей группе было несколько человек, которые работали фулл-тайм и приходили на занятия раз в пару месяцев. Многие совмещали учебу с фрилансом.
Если вам не надо платить за съемную квартиру и у вас есть деньги на еду, постарайтесь первый курс посвятить университету. Пары будут каждый день, и придется делать много медиапроектов. К тому же программа подразумевает постоянную работу в команде. Людей, которые забивают на групповые задания и подводят однокурсников, никто не любит.
В сентябре 2016 года ради учебы я уволился из редакции, в которой работал полный день (и не зря, потому что перед Новым годом там всех сократили). Несколько месяцев я жил на сэкономленные деньги и только учился. Во втором семестре я начал писать для Strelka Mag. В конце первого курса меня позвали на позицию ведущего копирайтера в компании «ЭР-Телеком» (она же «Дом.ru»). Тогда же я отказался от предложения поработать в вышкинской Лаборатории дизайна, о чем до сих пор сильно жалею.
О командной работе
Наша магистратура считается творческой. Было сравнительно мало теории и много проектных заданий. Большинство из них приходилось делать в группах по 3-5 человек. Постепенно это начинает подбешивать, но командная работа — один из принципов нынешнего образования, и от нее никуда не деться.
Набор на программу нашего года насчитывал 40 человек. В первом семестре мы знакомились, притирались, пробовали работать со всеми подряд. К концу года на курсе сложилось несколько творческих коллективов, которые так и фигачили вместе до конца учебы.
Это очень удобно. Главное — оставаться друзьями. Не надо торговаться, спорить из-за вклада в решение задач и конкурировать внутри своей команды. Пусть каждый делает то, что может и когда может. Как минимум один проект я сделал полностью сам и сдал его от лица нашей дримтим на отлично. Минимум в одном не сделал вообще ничего, и мне никто это не припоминает.
Постоянными членами нашей компашки были студенты Головкин (это я), Осипов, Дингес и Суслова. Проекты мы сдавали под брендами GODS или DOGS в зависимости от настроения. Когда из заграничной стажировки вернулся наш товарищ Юрие Токмаш, название расширилось до GODS-Team.
Какие мы делали проекты
Не знаю, чем именно занимаются студенты новой трансмедийной программы (как мы их называли за глаза, трансы), но мы в основном что-то снимали или придумывали форматы телепрограмм. Но и не только.
Книга
В первом модуле мы делали книги на платформе Ridero. Их презентация обычно проходит на ярмарке Non/fiction. Мне достался сборник статей Ирины Петровской — медиакритикессы из «Новой газеты». Чуть позже она читала у нас лекции.
За полтора года книгу «Дистанционный смотритель. 50 текстов о российском телевидении» купили около 200 человек (включая меня). Купите и вы, она стоит всего 8 (восемь) рублей.
Пахом
Для короткого курса монтажа я навернул несколько кругов по Тверской с Сергеем Пахомовым, который 4 ноября отмечал свой юбилей и ходил туда-сюда по улице с тростью в руке. Результат очень понравился преподавателю Юрию Бурцеву.
Недавно вышел документальный фильм «50» об этом событии, там несколько раз видно мою спину.
Летов-мем. 10 лет без «Гражданской обороны»
Проект, который остался на этапе концепции. Мне чертовски жаль, что мы не реализовали его полностью, потому что он был бы актуален только один раз в жизни — 19 февраля 2018 года, в годовщину смерти музыканта. По задумке это был лонгрид, в котором исследовался феномен Егора Летова как героя интернет-мемов, которым он стал после гибели. Там были бы подборки картинок, рассказ о творчестве, интервьюшки с админами пабликов и беседы с товарищами Игоря Федоровича типа Манагера и Кузи УО. Для зачета на курсе Юрия Куприянова было достаточно создать бриф и ТЗ, чем мы, к сожалению, и ограничились.
Мечтать не поздно
Мы придумали кучу теле- и видеоформатов, я не буду перечислять их все. Вот как звучит наша любимая идея: берём взрослого человека с сокровенной мечтой и осуществляем её. Возможны драматургические дополнения и тонкости, но суть именно в этом.
Мы нашли женщину, которая мечтала полетать на вертолете, и организовали ей это дело. На смотре работ представители индустрии нашли в идее несколько дыр и в целом не оценили её. Но тизер всё равно выглядит очень эффектно, обязательно посмотрите.
Мы потратили на всё про всё 10 тысяч рублей.
Бичпакет для «Лентача»
На мой взгляд, это лучшее, в чем я принимал участие за эти два года. Знаменитый паблик «Лентач» регулярно измеряет различные государственные траты в ролтоновских пакетах с лапшой. На курсе по медиабендингу Виктора Майклсона мы запилили брендовый бичпакет.
Ток-шоу
Во втором семестре мы снимали собственные ток-шоу в университетской студии. Творческие группы нашего курса подготовили несколько любительских телепрограмм. Все они были унылы чуть менее, чем полностью.
Наша команда сделала ход конем: у нас тоже получилось уныло, но шоу было посвящено вопросу «Что такое трансмедиа?». После защиты домашнего задания мы отдали весь материал руководству департамента. Видео распилили на короткие ролики и запустили их в фейсбуке для продвижения паблика Transmedia HSE среди абитуриентов.
Карта «Вокруг Вышки за 40 минут»
Моя гордость. Эту курсовую работу мы делали вместе со студентками-дизайнерами. Я выдумал маршруты и написал тексты о достопримечательностях, а коллеги из Школы дизайна все это отрисовали (руководители проекта: Наталья Логутова, Александр Ларцев). К сожалению, в финальный вариант не попало здание бывшей конюшни в одном из дворов Покровки. Но знайте, что оно там есть.
Эта карта до сих пор висит перед турникетами на Мясницкой, 20. Почитать про нее подробно можно в статьях на портале Вышки и в студенческом портфолио Школы дизайна. Ещё её можно скачать.
Кое-где в описании проекта встречается фраза «Мясницкий район». Такого района, конечно, не существует, это ошибка.
«Современное искусство в Беляево»
Это зачетное эссе в рамках курса Contemporary Art and its Politics. В нём я собрал краткую историю современного искусства в родном спальном районе, также известном как Герцогство Беляево. Там и Бульдозерная выставка, и Пригов, и несколько малоизвестных акций концепцтуалистов.
Когда профессор Панайотис Компациарис зачел мне гуглоперевод этого эссе, я отредактировал русский оригинал и попытался его где-нибудь опубликовать. Но текст пока никому не пригодился. Наверное, запощу его однажды здесь же.
С кем из преподов дружить?
Когда я учился в специалитете (выпуск 2011 года, МПГУ), удаленное общение с преподавателями ограничивалось перепиской по электронной почте, смсками и звонками. Сейчас все преподы сидят в фейсбуке. При этом куча сотрудников департамента медиа Вышки — практики, которые в большей степени пишут в FB как работники индустрии, а не педагоги. Всех их я добавил в друзья.
Преподавателей очень много. Я попытался рассказать почти обо всех, но получилось столько текста, что вы не осилите. Писать про половину нельзя, потому что я бы на месте второй половины расстроился. Я оставил всего трех человек (намеренно не включив руководство департамента и мою научную руководительницу). Это не мой ТОП, это не лучшие преподаватели по чей-то версии, это просто три человека, о которых вам надо знать.
Варвара Чумакова
Человек-хаб и кент по кентам. Она знает кучу людей, вписывается в миллион проектов. Как оказалось, у меня с ней ещё до поступления было много общих знакомых в фейсбуке.
Варвара Павловна помогла мне с тезисами для конференции, посвященными городской тематике. Когда я попросил помощи, она просто добавила в чатик урбаниста Петра Иванова, и он уже указал на ошибки в тексте.
Михаил Бергер
Одно из главных впечатлений этих двух лет — лекция Бергера о «группе чая». Объяснять лень, вот короткий фрагмент для понимания:
Кофе и чай растут в разных местах. Их по-разному собирают. За ними по-разному ухаживают. Их по-разному хранят. Их по-разному покупают и продают. И это практически всё, что нужно знать об управлении в креативных компаниях. Персонал любой компании можно условно разделить на «группу кофе» и «группу чая». <...>
«Группа кофе» — это линейные сотрудники с креативными навыками. Звукорежиссер. Талантливый художник по свету, от которого многое зависит: он из любого может сделать урода или красавца. Но они рекрутируются по биржевым ставкам. Понятна рыночная стоимость звукорежиссёра или программного директора. Это очень важно, очень креативно, но это — биржевой товар. <...>
А «группа чая»… Ооо! Обормоты! Это, конечно, тип особенный. Это штучный товар, аукционный. Самое ужасное — непонятно, сколько он стоит. Вы решили купить Андрея Малахова. Сколько он стоит? Миллион? Миллиард? Да непонятно. И сколько желающих за ним охотиться? Вы один или ещё пять каналов? Вы носами столкнётесь или выйдете один на торги? Вообще кошмар.
Я записал ее и расшифровал, но не получил от Бергера разрешения на публикацию. Он побоялся, что его сотрудники увидят текст, начнут выяснять, кто к какой группе принадлежит, и переругаются. Так что ждите весну и не пропустите нужную пару. Поверьте, это самые мотивирующие полчаса за всю магистратуру.
А я, чтобы хоть как-то избавиться от печали после запрета на публикацию, переименовал чатик нашей группы в Telegram в «Группу чая». Так он и называется до сих пор.
Елена Шерстобоева
Как только вы начнете делать что-то серьезное, у вас возникнут вопросы и проблемы с авторскими правами. За помощью всегда можно обратиться к ЕШ, в том числе за коммерческой (если вы уже выпустились). У нее есть собственная юридическая компания. Шерстобоева — одна из главных спецов в сфере медиаправа в стране.
А ещё Елена Алексеевна когда-то пела под псевдонимом ЙЕНА. Обожаю песню «Суббота Свобода», стабильно переслушиваю раз в пару недель.
А чё там с Жижеком?
В январе я отправил на конкурс студенческих инициатив идею установку бюста Славоя Жижека в МедиаДворе на Хитровке. По моей задумке, студенты должны были тереть ему нос на удачу. Так обыгрывалась нервная привычка философа постоянно трогать свой нос.
Я искренне не верил, что такое безумие может получить отклик. Тем не менее, проект прошел все этапы, на его создание университет был готов выделить 100 000 рублей.
Я везде встречал только поддержку и одобрение. Но все же нашел небольшой тред, в котором меня ругали. В таком духе:
а мне кажется, это просто-напросто пошло и неумно. и вообще не смешно. использовать личность ученого для создания "бренда" и перераспределения потока масс студентов - это жест в стиле пластиковых цветов собянина, и по форме и по содержанию. про потереть нос я вообще промолчу, тк это запредельное что-то.
Или вот так даже:
такое оскорбление пусть будет на совести тех, кто придумал эту злобную и мерзкую "шутку". надеюсь, здравый смысл, воспитание и вкус все-таки восторжествуют, и эта позорная инициатива будет отклонена. выражаю полный дизреспект тем, кому такое в голову взбрело.
Не восторжествовали.
Скептики напоминали, что Жижек стесняется своих нервных тиков, а прошлой зимой у него вообще парализовало половину лица. Я решил, что эти зануды куда более правы, чем все студенты, друзья и преподаватели, которые поддерживали меня. Идея, конечно, сама по себе классная, вовсе не злобная и не мерзкая, но её реализация могла бы поставить Вышку в дурацкое положение. Как и меня. До этого я не писал это открыто, но сейчас могу: от идеи установки бюста точно придется отказаться.
Желаю следующему поколению студентов запилить проект бюста Гиляровского в МедиаДворе или на Хитровской площади, о котором мечтает Анна Качкаева. Обойдется без скандалов, и город будет благодарен.
А мораль вот какая. На конкурс инициатив подается очень много откровенной скуки. Не бойтесь предлагать дичь.
Ни с кем не ругайтесь
Любой человек, с которым вы решите поссориться, может появиться на вашем академическом пути снова. Поругаетесь с учебным офисом — вам не пойдут навстречу в сложной ситуации с оформлением документов. Обидите преподавателя — а он окажется в комиссии на защите. Если накипело, просто напишите гадости в студенческой оценке преподавателей (СОП), она анонимная и обязательная.
Я вот весь первый курс ругался с менеджером департамента, и в этом не было вообще никакого смысла. Инна, вы очень хорошая, извините.
У упомянутой СОП есть минус: ее дедлайн истекает до конца модуля и даже до сессии. Учебный офис будет уговаривать вас оценить преподов как можно быстрее. Лучше не слушайтесь и дождитесь последнего момента. Велика вероятность, что СОП вы пройдете, а какой-нибудь преподаватель уже после этого даст основательный повод для критики. У меня было такое в конце первого учебного года, когда из-за одного человека презентация итоговых проектов всего курса превратились в скомканную хрень.
Рассадник либерастии
В глазах любого ура-патриота Высшая школа экономики — это богомерзкая институция, плодящая национал-предателей и существующая исключительно ради уничтожения русского народа и России. Конечно, в университете есть радикально настроенные люди, но у нас на факультете революциями не пахнет.
Среди преподавателей были сотрудник киселёвского агентства Sputnik, несколько работников «Первого канала», консультант Роскомнадзора. Почтовая рассылка департамента постоянно ломится от приглашений на школы Russia Today и на съемки программ с Владимиром Соловьевым. Из-за всего этого обвинения Вышки в производстве пятых колонн кажутся издевательством, а в голове вертится: «Ах, если бы!».
С преподавателями и гостями из провластных СМИ случаются споры и обсуждения профессиональных и этических тонкостей. Вот вам два главных совета, если вы ввяжетесь в подобное.
● приводите в пример конкретные кейсы. Если вы знаете, что к вам придет условный Дмитрий Киселев, потратьте вечер накануне лекции на отсмотр его программ. Как только вы скажете телевизионщику, что он работает на власть и дурачит зрителей, он тут же попросит привести пример. В этот момент вы должны привести пример, иначе проиграете спор. Старайтесь подготовить неожиданные штуки, потому что для кейсов в духе распятого мальчика в трусиках давно заготовлены оправдания (да, я тоже вижу эту синтаксическую прелесть. но оставлю ее вам на радость).
● придумайте ответ на реплику «Ну вот ваш любимый телеканал «Дождь» тоже многое замалчивает в новостях, и ничего. Почему им можно?». Серьезно, все ваши собеседники будут уводить разговор к обсуждению Optimistic Channel. Подготовьтесь к этому неизбежному повороту.
Об упущенном
Если не считать проекта о Егоре Летове, то грущу я только об одном. Мне стоило записать на диктофон каждую лекцию каждого человека, связанного с телевидением. Люди приходили самые разные, среди них были шеф-редактор программ с Артемом Шейниным Наталья Стельмак, Вадим Такменёв, критик Ирина Петровская, глава дирекции креативного планирования «Первого канала» Елена Афанасьева, легендарная Светлана Сорокина, один из руководителей нашей магистратуры Александр Архангельский и кастинг-продюсер Ольга Стеблева. Они говорили много всего важного, интересного, полезного, неприятного и удивительного.
Мысль о том, что сказанное ими нужно фиксировать, пришла в голову слишком поздно, в конце второго семестра. А мог бы получиться потрясающий (и ужасающий) срез нынешнего состояния российского телевидения. Я бы просто вытащил из каждой лекции несколько крутых цитат и собрал бы из них статью. Надеюсь, кто-то из следующего поколения магистрантов додумается сделать это.
Поторопись!
Тем, кто поступает в нашу магистратуру или переходит на второй курс, я дам совет. Ни за что на свете не выбирайте научно-исследовательскую тему для выпускной работы. Делайте проект. Он потребует 80 000 знаков максимум в качестве теоретической записки, остальное — ваше творчество. Снимите что-нибудь для YouTube или сайт какой соберите, и достаточно.
А исследовательская работа — это 140 000 знаков и гарантированный нервный срыв. Большинство тех, кто писал такие ВКР, страдали. Мы доделывали все в последний момент, ссорились с научными руководителями, слушали уничижительные отзывы и рецензии, получали низкие оценки и сидели на полу своих кухонь в отчаянии. И главное — это никому не нужно. Сделайте хороший проект, и вы сможете добавить его в портфолио или вообще продать. Типичная исследовательская ВКР просто улетает в архив и забывается навсегда.
Единственное, что не давало мне пасть духом окончательно, — мой канал в Telegram. На протяжении полутора месяцев я отсчитывал там количество дней до дедлайна магистерской работы. Каждое утро я напоминал своим одногруппникам-подписчикам, что у них всё очень плохо. Как и многие из них, я залил свой диплом в электронную систему минут за 15 до истечения крайнего срока.
Чё, как поучились?
Я ни капли не жалею, что воспользовался шансом поступить без экзаменов и отучился эти два года на Хитре. Было здорово вернуться в академию после нескольких лет в офисах.
Мем «а ты точно продюсер?» — это про меня. Стал ли я продюсером за это время? Думаю, пока нет. Но я получил кучу новых знаний по драматургии, по монтажу, по сторителлингу, по работе с идеями. Ещё у меня появились новые друзья, а это дорого стоит. Чем старше становишься, тем сложнее их находить.
Пока я учился, меня раз сто спросили, кем я вижу себя в будущем и чем планирую заниматься. Каждый раз я выдумывал что-нибудь новенькое, потому что ясного плана у меня не было.
А пока люди задавали мне эти вопросы, я погружался в Город: писал для Strelka Mag, готовил эссе и доклады про районную идентичность и историю Беляева, ездил в Воронеж на урбанистический форум, выдумывал архитектурные медиапроекты, до которых еще дойдут руки. Именно в Вышке я стал понимать, чего вообще хочу.
В конце концов, я просто осуществил давнюю мечту и стал выпускником Высшей школы экономики! Здорово, правда?
Non scholae, sed vitae discimus
Я хочу сказать спасибо Соне Урманчеевой и Валерии Головкиной, которым я изрядно потрепал нервы за время учёбы, а также моей терпеливой научной руководительнице Ольге Стеблевой. Ещё я очень благодарен людям, которые заказывали мне статьи, нанимали меня и платили деньги на протяжении этих двух лет: Соне Эльтерман и всему Strelka Mag, Саше Кононенко, Анне Новиковой, Косте Рябцеву. Благодаря вам студент был сыт.