Роль отца в формировании такого характера важна, но все же вторична. Сначала девочка должна испытать разочарование в матери или связь с матерью прерывается трагическими обстоятельствами. Так начинаются некоторые патриархальные сказки: «Умирает мать…».
Жертва это прежде всего дочь, лишенная материнского тепла. Независимо от конкретной причины - ранняя смерть, болезнь или депрессия матери, отвергающая контролирующая, поглощающая, инфантильная, сверхтревожная мать…, главное, что у дочери нет возможности получить необходимое количество безусловной любви и принятия.
Когда мать не является для дочери авторитетной фигурой и не располагает к близости, переход из материнского пространства к отцу происходит не постепенно, а резко путем разрыва. Тогда всю свою интенсивную любовь она направляет на отца как на более привлекательный и сильный объект.
Сформированная симбиотическая связь с отцом может продолжаться годами на протяжении всей жизни. Любовь дочери к отцу и отцовская любовь к дочери уже предполагает отсутствие у них жены и матери в эмоциональном плане. Их связь не прерывается ни смертью отца, ни появлением в жизни дочери другого мужчины.
В глазах дочери отец идеален и все ее поведение диктуется иррациональной преданностью. Ему прощается и пьянство, и разврат, и буйный нрав.
В истории Лизы Дьяконовой (Басинский П. Посмотрите на меня. Тайная история Лизы Дьяконовой) преданность к отцу перерастает в готовность взять на себя ношу искупления его грехов. Предполагаемый наследственный сифилис не отталкивает от отца и не становится поводом для обвинений. Она аккуратно ежегодно отмечает в дневнике дату его смерти. При этом матери отводится роль врага, все еще опасного или уже побежденного.
Мы не знаем, за что Лиза так любила отца, которого потеряла в 12-летнем возрасте. Она почти ничего не пишет об этом. Но больше всего на свете она ненавидела насилие и деспотизм, которые она связывала с образом своей матери…
отец Лизы отличался нравом веселым, ненавязчивым и легкомысленным. И это было результатом не семейного, а столичного воспитания. Она пишет в дневнике, что «отец попал под влияние европейской цивилизации, но, как русские петровских времен, усвоил от нее более дурного, чем хорошего. Наряду с образованием в столице, он узнали и столичный разврат, а там — и пошло, и пошло… До женитьбы».
Она подчеркивает до женитьбы. Только поправить ничего было уже нельзя… «Влияние европейской цивилизации» стало причиной его смертельной болезни.
Отец часто являлся ей во снах «такой ласковый, добрый, так жаль сна бывает (жаль проснуться)…
Несчастный, нет у меня в сердце негодования против тебя. Ведь он «не ведал, что творил.
При отсутствующем или слабом отце, сбегая от матери, она ищет раннее замужество, но здесь, что часто бывает, попадает в ловушку, которую соорудила свекровь — Мать 2 из-заревности новоявленной снохи к сыну. Чтобы выиграть войну со свекровью надо обладать недюжинной силой, хитростью, коварством или стать супер матерью для своего благоверного. В другом качестве она не будет принята инфантильным мужем.
В драме А. Н. Островского «Гроза» Катерина, дочь набожной матери попадает из райского детства в дом купчихи Кабанихи. Замужество воспринимается ею как сиротство в чужом доме. Она все еще ребенок, который не может противостоять властной взрослой женщине и могила рисуется ей как наиболее привлекательная возможность — почти как детская колыбель.
Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в могилу!.. что в могилу! В могиле лучше… Под деревцом могилушка… как хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит… весной на ней травка вырастет, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие… всякие (задумывается), всякие… Так тихо! так хорошо! Мне как будто легче! А об жизни и думать не хочется.
При встрече с сильным, состоявшемся, властным мужчиной девушка смотрит на него снизу вверх, но также — большей частью бессознательно — ненавидит, завидует и нередко соревнуется на мужских поприщах. Привязываясь к нему как к отцу, она в то же время исподволь наказывает мужчину за предполагаемое превосходство и стремиться к доминации.
Демонстративная жертва далеко не всегда выглядит убого и униженно. Эта может быть женщина много добивающаяся в жизни, очень привлекательная внешне и харизмтичная. Но ее жизнь полна драматических событий и метаний.
— Не уходите, не оставляйте нас. Я вам этого не прощу!
— Можете не прощать, я и сам себе не прощу этого. Если меня убьют, я посмеюсь над таким идиотом. Одно я знаю наверняка, я люблю вас, Скарлетт, хотите вы этого или нет, но я люблю вас. Потому что мы с вами родственные души, мы отступники, мы способны называть вещи своими именами. (Митчел М. Унесенные ветром).
Сергей Дрёмов - к.м.н., врач-психотерапевт, аналитический психолог, психоаналитик.
Консультации дистанционно: ☎ 8-917-101-34-34 - SMS, WhatsApp, Viber. Skype – sdremov21.