В 33-х километрах от города Пскова, на Журавовой горе стоит древняя крепость, грозные бойницы который ощерились на запад, на века застыв в ожидании удара и готовности к нему. Это - Изборск, некогда торговый, затем военный город от которого ныне осталась небольшая деревушка в 700 душ. Однако места эти помнят славные и грозные свершения нашей истории с самого основания государства Российского.
Существует две основных версии происхождения топонима Изборск: 1) От словосочетания "из бора", т.е. из леса. В пользу этой версии говорит то что в действительности в раннем средневековье окрестности были полностью покрыты непроходимыми лесами. 2) Название происходит от слова "сбор, сборы" что тоже имеет право на существование, ибо в этих местах действительно собирались караваны купцов для дальних странствий, или же рати в походы. Тем не менее первое упоминание об Изборске относится к 862 году, когда Рюрик призванный славянами прибыл в Новгород вместе с ним были и его братья Синеус и Трувор. Последнему и достался Изборск в управление. Местные жители и в наше время покажут где именно причалили корабли русичей с Трувором во главе и откуда началось строительство форпоста нового государства в здешних лесах. Теперь это место называют Труворово городище, а также имеется труворова могила - курган под которым как гласит легенда и похоронен брат Рюрика.
О том какую роль играл Изборск в жизни Руси на раннем этапе становления государства говорят многочисленные археологические находки в изобилии найденные в окрестностях городища. Это предметы произведенные скандинавскими и англо-саксонскими мастерами, что говорит об активной торговли с северной Европой. А арабские дирхемы и византийские украшения свидетельствуют об обширных связях с Каспийским и Черноморским регионами. По свидетельствам летописи изборяне участвовали во всех походах первых русских князей, на Византию, на волжских булгар и хазар. Однако со временем Изборск теряет свое значение, и становится пригородом более динамично развивающегося Пскова, имевшего более выгодное положение с точки зрения речного судоходства.
Новое особое значение Изборск приобретает когда в первой четверти XIII века в окрестности Новгорода и Пскова приходит новый враг - ливонские псы-рыцари. Немецкий орден меченосцев который в конце XII века начал экспансию на восток. Германские собаки не осмеливались воевать против Руси всерьез, лишь после сокрушительного для южных и центральных Русских княжеств батыева нашествия, ливонцы решились продолжить экспансию и увеличить собственные земли за счет израненной Руси. Основными направлениями ударов коварного врага оказались Новгород и Псков, и в связи с этим, на Псковском направлении важнейшее значение приобрел Изборск. Псковичи для обеспечения защиты города на дальних подступах активно помогают изборянам, ратными людьми и провиантом. А в 1330-м году под руководством псковского посадника Шелоки вблизи старых деревянных укреплений Изборска закладывают новую каменную крепость, ведь местоположение города крайне выгодно для организации обороны.
Новая каменная крепость была построена по самым современным на то время технологиям, главными же фортификационными сооружениями были четыре башни получившие от местных жителей ласковые имена: Плоскушка, Вышка, Рябиновка и Темнушка.
Свое первое боевое крещение обновленный Изборск получил летом 1341 года, когда авангард псковско-литовских войск под командованием князя Юрия Витовтовича потерпел поражение от немецких рыцарей под Нейгаузенем. С уцелевшими войнами князь сумел пробиться к Изборску? где и возглавил оборону от подоспевших вслед за ним тевтонцев. Больше недели новая крепость выдержала непрерывную череду обстрелов и штурмов, однако так и не покорилась врагу несмотря на малое число гарнизона. С тех пор Изборск стал костью в горле немецких псов-рыцарей (Reitershunde) в их устремлении на Восток.
В следующий раз тевтонцы попытали счастья в 1348 году, когда псковитяне ушли в поход на шведов, и воспользовавшись отсутствием псковского войска немецкие рыцари разорили округу Пскова, сунулись было на Изборск, но осознав что крепость с кондачка им не взять, а если долго осаждать то могут и псковичи вернуться, предпочли ретироваться довольствуясь малой добычей.
В 1369 году тевтонцы собрались окончательно решить "изборский вопрос" так как крепость не давала им развернуться в своем нашествии на Русь. Иметь в тылу такое мощное сооружение, которое может запросто перерезать коммуникации действующих войск, чем существенно ограничивался маневр. Потому собрав крупные силы немецкие рыцари осадили древний город, используя самые современные стенобитные машины. Восемнадцать дней длился обстрел крепостных стен, немалые разрушения для города принесла та осада, но так и не сумели тевтонцы сломить дух гарнизона, а через малое время к изборянам подошла подмога из Пскова, от чего гордые рыцари были вынуждены ретироваться в срочном порядке.
Время шло, а Русь после сокрушительного нашествия Батыя постепенно оправлялась, иго еще давило своим ярмом, но уже и Куликовская битва прошла, и в этих условиях представители Ливонского и Тевтонского орденов понимали что либо нужно немедленно приводить к покорности Псков и Новгород, либо о землях восточных схизматиков(так называют православных католики) придётся забыть и надолго, если не навсегда! И вот в 1480-м году к Изборску во главе крупного войска подходит сам магистр Ливонского ордена - Мартин Трухзес фон Ветцхаузен. Но даже присутствие самого главного рыцаря не помогло ливонцам. Не поддался Изборск супостату и на этот раз, чем немало раздосадовал оккупантов, которые уходили из под стен непреступного города, как пишет летописец "взъярився и попухнев лицом... скрежеща своими многоядными зубы".
С тех пор граница Руси постепенно отодвигалась на Запад и Изборск из важнейшей приграничной крепости превратился в обычный внутриимперский городок. Но пусть не вводят никого в заблуждение неказистые деревенские дома современного Изборска, некогда о стены местной крепости обломали зубы такие знатные захватчики как тевтонцы, ливонцы, Литва и поляки, Стефан Баторий и шведы. Эти домики стоят как раз там где сгинули в безвременье все те кто к нам приходил с мечом, и от которого полегли по завету князя Александра. Но это уже другая история.