Реплика: Был такой психолог, психотерапевт – Виктор Франкл. Его, родителей и жену забрали в концлагеря – Терезиенштадт, Освенцим.
Он занимался тем, что вытаскивал людей из страшной депрессии, из попыток самоубийства.
Постепенно он пришел к выводу, что способность страдать важна не меньше, чем способность радоваться. Человеческая жизнь обретает полноту в страданиях.
Ответ: Да, только на разнице между страданием и радостью начинаешь ощущать всю мощь жизни. Страдания градуируются так же, как и уровни счастья.
О счастье мы особо ничего не можем сказать. Сколько можно написать про счастье? Сколько есть музыки про счастье? Очень мало.
А страдания можно выразить в виде симфонии, драмы и всего прочего. Они воспринимаются людьми серьезнее, ближе. А радость – это что-то легкомысленное, легкое, детское, несерьезное.
Это просто говорит о нашей эгоистической природе. Мы склонны избегать страданий и поэтому очень хорошо их исследуем. А к радости у нас нет никаких побуждений. Мы не знаем, как ее достичь, в то время как страдания настигают нас сами. В итоге всё, что бы мы ни изобретали, описывали о нашей жизни, исходит из страданий. И это совершенно неверно.
Человечеству надо учиться, как подниматься над страданиями, не окунаясь в них. Это настоящая жизнь. Когда ты ощущаешь это (ты должен это ощутить), но ощущаешь не потому что находишься в страдании, а для того, чтобы из страдания подняться в радость, – это подобно тому как перед хорошим обедом ты пропускаешь рюмочку водки или съедаешь что-то солененькое.
Но только для этого. Потому что вся наша жизнь построена на сочетании света и тьмы. Тьма необходима, но лишь для того, чтобы нам ощутить по-настоящему свет.
Вопрос: Когда к человеку приходит страдание, какими должны быть его действия?
Ответ: Сразу же начать определять, откуда они пришли, для чего, какой в них смысл, и быстро от них уходить.
Вопрос: Значит, это все для подъема?
Ответ: Да. Не избегать, не уничтожать, а инвертировать их в обратное.
Возможно подняться над всеми страданиями. Это зависит, конечно, от усилий, от подготовки человека и, самое главное, от того как он готов к ним. Если он правильно к ним готов, то есть уже находится в духовном мире, на духовном уровне, в свойстве отдачи, тогда и страдания он начинает понимать, в этом свойстве отдачи он как бы отражает их. Они помогают ему только еще больше подняться.
Вопрос: А зачем приходят страдания?
Ответ: Чтобы подняться над ними. Если мы заранее будем знать, какой радости должны достичь и к чему стремиться, тогда страдания раскроются как наши путевые помощники. И мы не будем ощущать их как что-то плохое, а именно как помощь в пути.
Реплика: Как бы хотелось вот так жить. Масса людей страдает.
Ответ: Это и есть наука каббала: ты начинаешь обретать знания о том, что с тобой происходит, очень трезво смотришь на вещи и видишь, насколько все, что происходит с тобой, для твоей пользы.
Любой человек должен устремляться к цели творения, к тому, чтобы быть подобным природе, быть интегральной частью природы. Для этого он должен стремиться к доброй связи с другими.
Здесь ему необходима помощь окружения, таким образом он придет к доброй связи. И во всех якобы плохих вспомогательных обстоятельствах, которые будут раскрываться, он будет видеть только помощь. Они будут как бы подталкивать его к еще большей связи с другими, и таким образом он будет достигать все более высшего ощущения жизни.