Найти тему

Аэлита и загадка уллы

Время от времени люди придумывают новые музыкальные инструменты.

Инструменты изобретают писатели и инженеры, скульпторы и философы. Некоторые из них потом конструируют и строят на самом деле, другие остаются фантазией. Существует целый музей вымышленных музыкальных инструментов.

Один из таких инструментов — улла, придуманная Алексеем Толстым для Аэлиты.

...пастух брал уллу, деревянную дудку, в низу которой на треугольнике были натянуты струны, садился среди сердитых, раздраженных и недоумевающих, и начинал играть и петь. Играл он и пел так прекрасно, что замолкали птицы, затихал ветер, ложились стада, и солнце останавливалось в небе.

Аэлита вынула из-под плаща маленькую уллу и, сидя, опираясь локтем о поднятое колено, тронула струны. Они нежно, как пчелы, зазвенели. Аэлита подняла голову к проступающим во тьме ночи звездам и запела...
А.Толстой, "Аэлита"

По описаниям вполне понятно, как выглядит улла и как играют на ней. Но с иллюстрациями ей не повезло. Как, впрочем, и роману не повезло с экранизациями. Древний немой фильм 1924 г., экспериментальный и знаковый, оказал большое влияние на кинематограф (в нём, к слову, маршируют очень знакомо выглядящие штурмовики в глухих шлемах, а у платья Аэлиты бюст с тремя чашками. В 1924-м году). Но сюжет повести в нём искажён, вставлены нелепые сцены про земных жуликов, а все марсианские события в итоге оказываются дурным сном инженера Лося. Вместо уллы в фильме появляется другой вымышленный инструмент — огромная кольцевая арфа.

Аэлита за арфой и Тускуб.
Аэлита за арфой и Тускуб.

В низкобюджетной венгерской экранизации (1980 г.) и в передаче "Этот фантастический мир", где Аэлита появлялась в эпизоде (1981 г., четвёртый эпизод передачи), музыкальных инструментов вообще нет.

На красивейших иллюстрациях Нины Бурдыкиной Аэлита играет на совсем другом инструменте, похожем на маленькую лютню или, скорей, на азиатский танбур или дутар.

Никто не пробовал изобразить уллу и тем более не пытался её изготовить (а жаль!).

И всё же, что это такое?

Есть ли у уллы какой-нибудь прототип?

Или Толстой просто "склеил" арфу с флейтой, чтобы получить необычный "марсианский" инструмент?

В реальности инструмент с именно таким названием существует. Он национальный корейский, это набор маленьких гонгов, и он ничем не напоминает уллу Аэлиты. Вряд ли Толстой знал о его существовании.

Корейская улла.
Корейская улла.

Само слово "улла" в начале двадцатого века воспринималось как очень "марсианское". В "Войне миров" Уэллса это единственное слово, которое произносят марсиане, вторгнувшиеся на Землю. По сюжету это плач или предсмертный стон.

"Улла... улла... улла... улла..." — раздавался этот нечеловеческий
плач, и волны звуков расходились по широкой солнечной улице среди высоких
зданий. В недоумении я повернул к северу, к железным воротам Гайд-парка.
Герберт Уэллс, "Война миров"

А у Велимира Хлебникова в "Трубе марсиан" это, напротив, боевой клич.

"УЛЛЯ, УЛЛЯ," МАРСИАНЕ!
В. Хлебников

Увы, название инструмента не даёт ключа к разгадке...

Что ж, может, подсказку даст само его устройство?

Где-нибудь, когда-нибудь на дудку натягивались струны? Была ли когда-нибудь флейта частью корпуса лиры или арфы?

В точности так — нет. Но некоторые старинные народные инструменты напоминают уллу визуально. Это арфоподобные инструменты с деревянной рамой. Части этой рамы могли бы быть флейтой или свирелью...

Вот казахская адырна. Может, она? Нетрудно представить флейту на верхней части. Но где редкий национальный инструмент, а где Алексей Толстой? (В Берлине. В 1922-1923 годах, когда писалась "Аэлита", он жил в Берлине.)

Адырна
Адырна

Ищем дальше. И вот...

Киннор! Конечно же, это киннор!

Реконструкция киннора, один из вариантов.
Реконструкция киннора, один из вариантов.
Реконструкция киннора, другой вариант.
Реконструкция киннора, другой вариант.

Верхняя часть инструмента на самом деле не является флейтой, но выглядит точь-в-точь как она.

Откуда уверенность, что разгадка найдена?

Что такое вообще этот киннор?

Это древнейший библейский инструмент. По Библии — первый инструмент, изобретённый человечеством. Иувал, сын Ламеха, создал его. В русских переводах киннор именуется то гуслями, то арфой, но в первоисточнике это один инструмент. На нём играл царь Давид.

И когда дух от Бога бывал на Сауле, то Давид, взяв гусли [киннор], играл, — и отраднее и лучше становилось Саулу, и дух злой отступал от него.
Первая книга Царств, 10:5

Согласно исследователям, киннор был треугольным и имел струны, а больше ничего о нём сказать нельзя.

Но вспомните первую цитату из "Аэлиты", о пастухе. Ведь Давид тоже был пастухом. Несомненно, цитата отсылает к Библии. А Библию в те годы читатели знали очень хорошо и легко разгадывали такие загадки. И библейский киннор, к тому же, был достаточно древним, чтобы достаться марсианской ветви человечества...

Всё сходится!

___________________________

Даже мёртвого музыковеда радуют лайки и подписки. Спасибо!