Найти тему
Записки истории

Возрожденный народ

Народ пел печальную песню о Бондаровне.

Должно быть, десятки лет пели ее на Украине, в Полесье, в Галиции. В песне рассказывалось о забулдыжных подвигах польского пана Потоцкого, бесшабашного забияки, которому приглянулась дочь бондаря. Этот пан, шатаясь со своей ватагой, встречает ее в кружке девушек, собравшихся веселиться у сельской корчмы в воскресный день. Он стал приставать к ней, а она, защищаясь, замахнулась на него и зацепила рукой.

Говорили старо люде,
Говорили стиха:
Втекай, Бондаровна, буде
Тобе лихо...

Она пустилась бежать, но ее привели к пану панские гайдуки.

Иллюстрация к поэме Янки Купалы «Бондаровна»
Иллюстрация к поэме Янки Купалы «Бондаровна»

Пан опрашивает ее: что для нее лучше — распивать ли мед, вино или гнить в сырой земле.

— Ой волю я десять раз
В сырой земле гнити,
Неж с тобою мед-пиво пити...

Тогда пан убил ее. В песне описывается, как несли ее, всю украшенную цветами, и как капли крови оставляли за нею следы. В заключение изображена скорбь отца-бондаря, который произносит: «Дочь моя, ты за всех нас положила голову».

В этой песне выражал народ свои думы о неволе.

И, может быть, еще несколько недель назад эта песня звучала в устах крестьян Западной Украины и Западной Белоруссии! Ее пели тайком, она была жива и трогала сердца, потому что так же беспросветна была жизнь, и рассказ о Бондаровне звучал, как рассказ об этой жизни...

В 1919 году Советская республика пыталась объединить все украинское и белорусское население против наступающих белопанских войск, но националисты так называемой Народной республики Западной Украины ответили сговором с Петлюрой, а когда Петлюра был разбит, они кинулись в объятия Антанты, которая к этому времени уже договорилась с Польшей о передаче ей Западной Украины и Западной Белоруссии. Предатели бежали к Деникину, и народ очутился под ярмом польских помещиков.

Плакат худ. В. Дени периода гражданской войны.
Плакат худ. В. Дени периода гражданской войны.

Во время мирных переговоров в Риге польская делегация обещала свободу и процветание народам, очутившимся на территории их государства. Но на деле получившие власть паны смотрели на Западную Украину и Западную Белоруссию как на колонии, которые можно безнаказанно грабить и эксплуатировать.

Представители РСФСР и Польши подписывают Рижский мирный договор.
Представители РСФСР и Польши подписывают Рижский мирный договор.

Вот факты.

Граф Орург имел 6 тысяч гектаров пахотной земли и лесных угодий. А 250 крестьянских дворов имели лишь 2 тысячи гектаров. Одна четвертая часть крестьянских дворов не имела земельного надела.

На 112 деревень Вселюбской волости имелась лишь одна 7-классная школа, рассчитанная на 250 учеников. Но и в этой школе обучались, главным образом, дети помещиков и кулаков. Преподавание велось на польском языке. Родной язык был запрещен...

Александро-Невский собор в Варшаве воспринимался поляками как символ русского господства. Снесён в 1924—1926 годах.
Александро-Невский собор в Варшаве воспринимался поляками как символ русского господства. Снесён в 1924—1926 годах.

Под пышными вывесками фабричных предприятий, украшенных медалями и гербами владельцев, скрывались цехи, напоминающие кустарную «фабрику» чуть ли не средневековья. Труд рабочего, находящегося в самых антисанитарных условиях, напоминал о худших временах крепостничества.

А в местечках с непролазными от грязи уличками ютилась еврейская беднота, ремесленники, мелкие торговцы, кустари, запуганный народ, бесправный, униженный...

Карикатура на Юзефа Пилсудского в западнобелорусском сатирическом журнале «Маланка» («Молния»). Автор – И.М. Горид
Карикатура на Юзефа Пилсудского в западнобелорусском сатирическом журнале «Маланка» («Молния»). Автор – И.М. Горид

Неудивительно, конечно, если при такой «политике» власть польских панов особой любовью среди народа не пользовалась. И это сказалось очень скоро. Еще в 1920 году, как писал об этом сам организатор панской Польши Пилсудский, паника молниеносно распространилась по польским тылам, когда конница Буденного и славная пехота Красной армии двинулись на (запад, отбросив от границы Советской страны зарвавшихся поляков. Этот тыл и был тем самым грозным внутренним фронтом, который впоследствии, в 1939 году сыграл решающую роль в мгновенном распаде лоскутного польского государства.

15 августа 1920 года. Красная армия входит в Дзялдово (Зольдау) , бывший германский город, отошедший к Польше по Версальскому мирному договору. Немецкие жители встречали советские войска цветами.
15 августа 1920 года. Красная армия входит в Дзялдово (Зольдау) , бывший германский город, отошедший к Польше по Версальскому мирному договору. Немецкие жители встречали советские войска цветами.

Недаром в Польше считалось неблагонадежным большинство крестьян-белорусов. В полицейских участках велась регистрация крестьян, заподозренных в «симпатиях к советской державе». На каждого из них имелись специальный номер и фотография.

Через Береза-Картузский концлагерь, созданный в 1934 году, прошли около 3 тыс. человек. Берёза-Картузская — концентрационный лагерь, созданный властями Польской Республики в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) на территории Западной Белоруссии в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима. С 1934 по 1939 годы в нём содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники правившего режима: коммунисты, деятели еврейского, украинского и белорусского национальных движений, польские политические оппоненты Юзефа Пилсудского. В сентябре 1939 года после начала войны с Германией в лагере содержались немецкие военнопленные.
Через Береза-Картузский концлагерь, созданный в 1934 году, прошли около 3 тыс. человек. Берёза-Картузская — концентрационный лагерь, созданный властями Польской Республики в 1934 году в городе Берёза-Картузская (сейчас г. Берёза, Брестская область) на территории Западной Белоруссии в качестве места внесудебного интернирования противников правящего режима. С 1934 по 1939 годы в нём содержались по обвинению в «антигосударственной деятельности» противники правившего режима: коммунисты, деятели еврейского, украинского и белорусского национальных движений, польские политические оппоненты Юзефа Пилсудского. В сентябре 1939 года после начала войны с Германией в лагере содержались немецкие военнопленные.

Еще недавно проезжавший через Польшу советский гражданин видел из окна вагона унылые проселки, нищие деревни, панский тарантас, остановившийся у шлагбаума, людей в лаптях, жавшихся у станционного здания Это напоминало старую царскую Россию, как будто жизнь остановилась. Но в условиях польского гнета даже царская Россия представлялась народу счастливым временем.

Жители западной Украины — рагули.
Жители западной Украины — рагули.

В обстановке начавшейся германо-польской войны положение белорусов и украинцев, находившихся в Польше, стало особенно тягостным. От них требовали участия в защите государства, которое разоряло и угнетало их. Ужас войны навис над деревеньками, над селами, над местечками, над городами. Впереди была смерть.

Вид на пострадавшую от бомбардировок улицу Варшавы. 28 09 1939 года.
Вид на пострадавшую от бомбардировок улицу Варшавы. 28 09 1939 года.

17 сентября 1939 года — историческая незабываемая дата. В этот день Советский Союз подал угнетенным народам Западной Украины и Западной Белоруссии руку братской помощи. Красная армия перешла границу, рассеивая остатки польской армии. Этот приход армии-освободительницы означал конец вековой трагедии народа.

-10

По искалеченным войной дорогам тянулись беженцы, возвращавшиеся в родные места. На уличках селений еще недавно тревожно затаившихся, как будто вымерших, зашумел народ. Красными флагами украсились дома. Встреча населения с частями Красной армии превратилась в народный праздник

Бесславный конец «гиены Европы».
Бесславный конец «гиены Европы».

И вот мы читаем уже в газетах, как в этих селениях и городах начинает создаваться новая жизнь, и в создании ее участвуют трудовое крестьянство белорусских и украинских сел, рабочие фабричных предприятий, трудовая белорусская и украинская интеллигенция.

19 сентября 1939 года, город Молодечно. Старая крестьянка приветствует бойцов Красной Армии.
19 сентября 1939 года, город Молодечно. Старая крестьянка приветствует бойцов Красной Армии.

Многонациональный опыт советского народа в его борьбе за социалистический строй, многонациональная советская культура становятся достоянием освобожденного народа.

Все богатства — сады Западной Украины, поля Западной Белоруссии в которых хищнически хозяйничали польские помещики, — принадлежат теперь своему законному владельцу — народу.

Крестьяне делят "панскую" землю. Западная Беларусь, 1940 год.
Крестьяне делят "панскую" землю. Западная Беларусь, 1940 год.

И наивная песенка о Бондаровне станет уже далеким рассказом о прошлых днях, которые не вернутся никогда.

Сентябрь 1939 г.

Спасибо за прочтение, подписывайтесь и ставьте «Палец вверх»